Рецензия на книгу
Автохтоны
Мария Галина
Peneloparostov24 августа 2019 г.Действующие лица и исполнители
Помните ли вы Петрония, как помню его я? Автора «Сатирикона» и одного из главных героев «Камо грядеши» Генрика Сенкевича?.. У Марии Галиной Петроний — тоже главный герой, но не основной сюжетной линии, а театральной постановки, с которой всё началось… около ста лет назад.
Ведь это мог бы быть замечательный спектакль. Он же, в сущности, про отношения порядочного человека с властью. Как себя вести, когда власть омерзительна, а ты достаточно ярок и умен, чтобы пробиться в верха? Чтобы влиять на тирана, чтобы смягчить его нравы, спасти страну от позора. От гибели… От бесстыдства, наглой лжи, когда черное выдается за белое. Что делать, чтобы стать своим? Притворяться вором, если власть ворует? Убийцей, если власть убивает? Развратником, если власть ударится в разврат? До какой степени притворяться? То есть, развратник ли ты, если как бы не отдаешься разврату целиком, не считаешь его развратом, а так, чередой профессиональных обязанностей.Мог быть замечательный — но не был. Постановка «Смерти Петрония» закончилась оргией, а жизнь исполнителей главных ролей пошла под откос: красавицу-приму застрелил поклонник, а затем покончил с собой; автор либретто сошёл с ума; композитор… Ну вот разве что композитор, иностранец, уехал к себе домой и тихо дожил до старческого маразма.
Случилось это в маленьком пограничном городке. Он стоит на границе Востока и Запада (Прикарпатье?..), а возможно — и на границе мира обыденного и мира потустороннего. Или параллельного. Или даже — мира иного? Он приезжает в городок разобраться, что же случилось на самом деле, и наказать (читай: убить) виновного. Потому что к виновнику у него личные счеты. Давние. Но месть лучше подавать холодной…
В ходе расследования выясняется: та история всё ещё оказывает влияние на жителей города. О ней все знают — и никто не хочет говорить. Как только он обнаруживает крупинку правдивой информации, как случается нечто странное либо даже зловещее, от пожара в хостеле (в его комнате) до убийства одного из «информаторов». Все его информаторы, к слову сказать, — это люди, прямо или косвенно связанные со скандальной постановкой: местная прима, его случайная возлюбленная и заодно внучка той примы, отождествляет себя с бабкой, а муж дружелюбной официантки из кафе считает себя сильфом и при этом — воплощением самого Петрония…
И финал у романа достаточно двусмысленный. Было? Не было? На самом ли деле ему приоткрылась шкатулка с секретом, или же всё было просто эксклюзивным аттракционом, а весь город — это гигантская сценическая площадка? Но откуда тогда взялся хрустальный шар, сквозь который на него глядело странное существо, очень похожее на его возлюбленную — и в то же время явно не принадлежащее к роду человеческому, с прекрасными фасеточными глазами и изящными четырёхпалыми руками?.. Он не разобрался ни в этом, ни в том, кто же он сам во всей этой истории. Возможно, потому на протяжении всего романа его так никто ни разу и не назвал по имени. Он просто сел в поезд и уехал. Только тогда его позвали по имени. И это было имя одного из персонажей спектакля.
Хрустальный шар, думал он, устраиваясь поудобней и поправляя жесткую подушку, если б я был очень, очень маленький, я бы попал туда и разгадал бы, в чем секрет, но я уже не маленький и не могу попасть внутрь. В том-то и беда, Урия, я уже не могу попасть в волшебную шкатулку, даже если она размером с город, ибо чудо герметично и впускает в себя лишь детей и безумцев.14595