Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Подросток

Фёдор Достоевский

  • Аватар пользователя
    Аноним23 августа 2019 г.

    гувернер замечал, что я слишком засматриваюсь в Летнем саду на статуи

    этот роман примечателен тем, что в нем, в отличие от "бесов", повествование ведется от лица главного героя, а не рассказчика-хроникера. это вполне удобно и легко, ведь благодаря этому читатель сможет лучше понять чувства аркадия долгорукого (не князя, просто долгорукого).

    уже в самом начале романа мы видим некие отсылки на "преступление и наказание":


    он вывел, что русский народ есть народ второстепенный, <...> которому предназначено служить лишь материалом для более благородного племени, а не иметь своей самостоятельной роли в судьбах человечества

    чем-то смахивает на теорию раскольникова. впрочем, все это, к счастью, говорит не наш аркадий, ибо ему некогда пустословить и забивать голову всяким мусором, у него, видите ли, своя идея:


    буду жить для себя, а там хоть бы все провалились! <...> личная свобода, то есть моя собственная-с на первом плане, а дальше знать ничего не хочу.

    милый аркаша хочет не только свободы и как бы отчужденности от общества, но и богатства (непременно как у ротшильда). он вполне упорно и непрерывно идет к своей цели, копит деньги, но потом все рушится единственно из-за демона (беса), который поселился в долгорукого и заставил его тратить деньги и идти в казино.

    кто знает, может аркадий долгорукий и смог бы вскоре стать богаче самого ротшильда, если бы не семейные интриги, в которые аркаша не мог быть не втянут.

    "разные люди окружают аркадия долгорукого. это прежде всего его биологический (физико-математический пока не найден, а вот юридический - дворовой человек, макар иванович, о котором чуть позднее) отец - версилов, русский аристократ, поднявшийся на вершины европейской культуры, но оторванный от национальной почвы. однако он как драгоценное зерно носит в душе "русскую идею" - способность "всемирного боления за всех". подобно другим гуманистическим искателям социальной справедливости версилов также находится под обаянием мечты о "золотом веке", без которой "народы не хотят жить и не могут даже и умереть!" однако мечту эту он считает пусть и высоким, но "заблуждением человечества", и его мысль о "золотом веке" по сути своей глубоко пессимистична.

    для преодоления бехзысходности мечтательного версиловского миропонимания нужен качественно новый уровень "общей идеи", слияние с "живой жизнью" , трагическую разъединенность с которой версилов обнаруживает в своей любви-ненависти к катерине николаевне".

    отдельно хотелось бы поговорить о бедной мученице - лизе, сестре подростка, которая, будучи высоконравственной и милосердной, влюбилась в подлеца князя сережу. аркадий не сразу догадывается, что между лизой и князем сергеем петровичем сокольским возникла связь, что она ждет от него ребенка. именно из-за этого подросток оказывается в унизительных ситуациях. впрочем, его невозможно винить - как можно было об этом догадаться? в тот момент было безумно жаль его, хотелось упрекать всех, кто не разъяснил аркадию всю ситуацию. случается так, что князь умирает, а лиза вскоре теряет ребенка.

    в заключении о лизе сказано сжато, но довольно подробно. к тому же упоминается васин - ее тайный воздыхатель, так что вот этим упоминанием о васине, влюбленном в сестру аркадия с давних пор, и дается какой-никакой намек на возможное будущее счастье лизы.

    макар долгорукий стоит в одном ряду с такими праведниками в мире достоевского, как тихон в "бесах" и старец зосима в "братьях карамазовых", только, в отличие от них, — принадлежит к кругу простых необразованных людей.

    макар долгорукий чрезвычайно хорош тем, что несет за собой какое-то умиротворение. все его слова так и врезываются в память:


    нет, голубчик, сызмала науку почитал, и хоть сам не смыслен, но на то не ропщу: не мне, так другому досталось. оно тем, может, и лучше, потому что всякосу свое.

    действительно. быть может, что другой человек может лучше распорядиться деньгами или умелее применить свои знания. на меня даже напал какой-то столбняк после прочтения этих строк - будто бы не макар иванович все это говорил, а достоевский, причем голос шел не из книги, а будто бы из моей головы.

    можно бесконечно приводить слова долгорукого, но вывод будет один - его слова вносят в душу спокойствие и понимание, вызывая недоумение: "и как это я раньше не догадался?" его речи облагараживают, делают чище нравственно, добрее и справедливее не только к другим, но и к самому себе.

    макар иванович оказал сильное влияние не только на меня, но и на аркашу: он повлиял не только на его мировоззрение, но и на "идею".

    "в черновиках сам достоевский определил "элемент" в романе, связанный с образом макара ивановича — "древняя святая русь". он воплощает лучшие исторически сложившиеся черты русского народа. и "как народ, — подчеркивает писатель, — принадлежит к дворянству". отсюда и княжеская фамилия — долгорукий. и этот крестьянин с дворянской фамилией "странник" долгорукий противопоставлен в романе дворянину "скитальцу" версилову, что проявляется, в том числе, и в параллельности отдельных эпизодов. к примеру, версилов поступил вроде бы благородно, отказавшись после долгой тяжбы с князьями сокольскими от наследства в их пользу, но он тем самым поставил под удар благополучие собственной семьи; а макар иванович в свое время взял "отступные" с версилова за жену, не убоявшись пересудов, и, как оказалось, сохранил эти деньги именно для софьи андреевны и детей, обеспечив ей старость".

    все, к счастью, кончается вроде бы благополучно: у аркадия новая идея, и идея стала теперь называться новой жизнью. и первый этап новой жизни, как можно догадаться, — поступление в университет... впрочем, это уже совсем другая история.

    Содержит спойлеры
    16
    2,2K