Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Middlemarch

George Eliot

  • Аватар пользователя
    mega_hedgehog20 августа 2019 г.

    Этот роман настолько же скучен, насколько и гениален. Настолько же шедеврально прописан, насколько невыносимо тяжело его читать.

    Как правило (в том числе и в большинстве рецензий), его называют энциклопедией провинциальной жизни, но это больше энциклопедия жизни вообще — карьеры, брака (чего стоят все перипетии взаимоотношений Доротеи и мужчин ее жизни и американские горки четы Лидгейт), жизни Великобритании в канун восшествия на престол королевы Виктории и в первые годы ее правления — на пороге прогресса и будущих свершений с одной стороны, все такой же консервативной и закостенелой в маленьком сельском городишке — с другой. Мидлмарч во многом предстает практически всей Британией в миниатюре, микрокосм 1830-х гг. Дверца в викторианскую эпоху, которая еще не наступила, уж тем более в сельском городке, где каждая деталь личной жизни, вынесенная за пределы спальни, становится достоянием местных слухов и пересудов.

    Пересказывать сюжет романа бессмысленно, потому что сухая констатация "Роман посвящен судьбам нескольких мидлмарчских семей" не отражает и малой доли содержания, а более подробный пересказ событий и сам займет сотню страниц. Тем более что в фокусе Элиот находятся сразу несколько сюжетных линий, которые к концу непременно переплетутся друг с другом, как и переплетаются предсказуемо судьбы тех, кто правит бал в маленьком провинциальном городке.

    Просто удивительно, насколько Элиот удается прописать действия скучно и даже занудно (как вам отступление на несколько страниц про судьбу второстепенного персонажа, который больше в истории не появится? или про теологические вопросы, занимавшие преподобного Кейсобона? нет, если вы это выдержите, то можете смело браться за "Отверженных" со знаменитыми отступлениями Гюго и за "Имя розы", конечно!) — и притом заставлять читателя безумно скучать по книге, когда от нее приходится отрываться. Насколько у нее отталкивающие и неприятные все до единого герои (снобка Доротея, самовлюбленная до умопомрачения Розамонда, легкомысленный Фред, Кейсобон, Ладислав, Фезерстоун... все!) — и как привязываешься к ним всем, радуясь в эпилоге сложившейся судьбе каждого.

    Из вороха проблем, которые с мастерской иронией изображает Элиот, каждый выцепляет, конечно, свое, но моему сердцу больше отозвались семейные дрязги между персонажами, и тем большим уважением я прониклась к писательнице после того, как она расправилась с этими узлами противоречий, недоговоренностей и обманов (случайных или намеренных).

    Подводить какой-то итог здесь довольно бессмысленно: это было потрясающе, конечно. Но чертовски тяжело. Чертовски тяжело, но потрясающе. (:

    14
    2,2K