Рецензия на книгу
Золотой храм
Юкио Мисима
Аноним5 августа 2019 г.Зачем уничтожать прекрасное?
Созерцать прекрасное приятно, обладать еще приятнее, но зачем же в человеке поднимается волна которая стремится к безраздельной власти над прекрасным вплоть до его уничтожения? Герострат и храм Артемиды, Варг Викернес и норвежские церкви - история повторяется раз за разом.
В этой книге Мисима создает художественный образ безумца посмевшего надругаться над древней Киотской святыней. Книг про психопатов пруд пруди, но здесь важен не сюжет. Слова переливаются как драгоценные камешки в любовно подобранной керамической чашке повести. Эстетика момента чувствуется в каждой строке. Я вижу древние ступени храма по которому струится кровь предательницы пока прохладный ветер колышет белые верхушки мисканта, вижу как трепещут плачущие ирисы в осколках разбитой икебаны, а в воздухе стоит звук пощечины.
Великолепный буддийский Золотой Храм безмятежно, как настоящий просветленный, взирает на пьяных американцев, на беспутного настоятеля и таких же учеников, на обуреваемого высшей степенью эгоизма главного героя.
Ощущение неполноценности подкармливает его эго, он нянчится со своим заиканием, непривлекательной внешностью, как будто это пуп вселенной. Ему не приходит в голову, что причина его страдания не внешний мир, не само существование Золотого Храма или другой прекрасной вещи, а он сам. Концепции буддизма воспринимаются им искаженно, буквально. Ему хочется сравняться с прекрасным, быть с ним единым целым, иметь одну судьбу и эта судьба - разрушение.
С точки зрения буддизма нет разницы между золотом и комом земли, нет разницы между рукой старика и распустившейся камелией. Однако наш мнительный закомплексованный монашек противопоставляет уродство и красоту и от их столкновения рождается зло. Убийство кошки в коане-загадке и цитата из древнего текста "встретишь Будду - убей Будду" идут красной нитью через все повествование и смысл их остается до конца неразъясненным ни для главного героя ни для нас. Смысл коанов в том, что на них нет и не может быть однозначного ответа, они нужны для того, чтобы ученик вышел за рамки логики и привычного образа мышления. Так должно происходить в хорошей дзен-буддийской школе секты Риндзай, однако здесь ученики давно предоставлены сами себе и царит упадок духа. Осознав то, что судьба Золотого Храма зависит от его решения, он уже встал на путь освобождения, но не нашел в себе силы его завершить. Восприняв призыв "убей" буквально, он почувствовал в себе прилив сил и радость от совершения зла, уколы тщеславия приятно щекотили нервы, он уже не первый раз творит зло открыто пытаясь вызвать эмоции других людей и обратить внимание на себя. Психопатический нарциссизм заполнил его сущность до краев и он, пытаясь избавиться от этой ноши, вместо того чтобы убивать в себе кошку, Будду и гордыню, начинает вихрем разрушать действительность вокруг себя.
Один человек побеждает на поле тысячную армию. Другой побеждает себя - и он более велик. ДхаммападаА храм стоит по сей день, возродившийся и прекрасный.
131K