Рецензия на книгу
Есенин
Виталий Безруков
_ANTARES_3 августа 2019 г."Ты втираешь мне какую-то дичь" (Есенин и Ступин)
В моем представлении есть два образа Есенина. Один - это школьный хрестоматийный Есенин. Певец русской природы, златокудрый, молодой и красивый мужчина, улыбающийся нам со старых фотографий. И второй образ - Есенин-пьяница, скандалист, Есенин, "ссущий" на луну, матерящийся, с разбитой губой, измятой одеждой и запахом перегара. Когда я впервые узнал о втором Есенине, у меня было чувство сродни легкому ступору. Я, скорее, поверил бы в то, что скандалистами были громогласный Маяковский, тихий и мрачноватый Сологуб, чем Есенин, написавший такие чистые и прекрасные стихи. Однако реальность была иной. Итак, в первый раз я узнал о настоящем Есенине из мемуаров Максима Горького.
Горький описал в своих литературных портретах одну из встреч с Есениным. Люди сидели за большим столом, пили, курили, постепенно находиться в этом обществе становилось все неприятнее, и уже немолодой Горький хотел поскорее оттуда уйти. Будто пьяных гулов было недостаточно, внезапно встает и решает станцевать сильно поддавшая Айседора Дункан. Уже тогда эта женщина изрядно растратила свою былую внешность. Очень часто, когда женщина пытается скрыть свой возраст под тяжестью косметики и смелой одежды, получается обратный эффект. Она сильно выпила, не могла толком стоять на ногах, а тут еще ее несуразная внешность, которая вызывала скорее сочувствие и жалость, чем чувства симпатии. Есенину было неловко за свою супругу, он очень грубо с ней разговаривал, вел себя развязно, но от Горького, художника и истинного психолога, не ускользнуло несчастье и подавленное состояние Есенина. Он видел, что поэт страдает. Горький понимал, что Есенин пытается залить синькой, табаком и гулянками свое горе. Деревенский мальчик никак не мог найти себя в этом грязном городском мире.
Дар поэта - ласкать и карябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать.Душистая и свежая роза никак не хотела сочетаться с противной и скользкой жабой. Этот образ можно по-разному понимать. Возможно, он восходит к революции и последующей советской власти. Одно остается неизменным- Есенин чувствовал себя разбитым и несчастным. Масла в огонь подливало его ближайшее окружение, которое во многом только вредило ему. Кстати, об окружении. Мне всегда казались несколько грубыми и бесчеловечными записи собратьев по перу Есенина. Посмотрим для примера стихотворение-послание Маяковского на ̶у̶б̶и̶й̶с̶т̶в̶о̶ самоубийство Есенина.
Для веселия
планета наша
мало оборудована.
Надо
вырвать
радость
у грядущих дней.
В этой жизни
помереть
не трудно.
Сделать жизнь
значительно трудней.Что может быть хуже, чем сказать, что человек "помер" просто так? Мол, в этом нет ничего особенного, дружище, ты бы попробовал пожить что ли. Этими строчками Маяковский ответил на стихотворение Есенина, в котором тот писал:
До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей,-
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.Стихотворение Маяковского и воспоминание Горького - это два памятника, которые рассказывают о трагедии Есенина, человеке, который загубил свою жизнь. Читать оба этих сочинения мне было неприятно (хоть оба нравятся). Парадокс здесь заключается в том, что Маяковский и Горький на самом деле очень любили Есенина. Они ценили его творчество (несмотря на то, что все они были очень разными художниками), но помимо творчества, помимо всех литературных разногласий, они прежде всего любили самого Есенина. Они видели, насколько он открытый, смелый и хороший человек. Именно поэтому их строки отдают такой горечью. Не было бы симпатий к Есенину, не было бы и подобного отношения к нему.
Как бы то ни было, книга мне очень понравилась. Главное помнить, что перед вами художественное произведение, и взгляд автора может не соответствовать вашим представлениям о Есенине и эпохе в целом.
P.S. Наверняка, многим из вас известен видеоролик, где двое довольно странного вида мужчин разговаривают на какой-то свалке и молодой из них говорит: "ты втираешь мне какую-то дичь". Дело в том, что говорящий эти строки не бомж и алкоголик, а музыкант и поэт (хоть это все и может органично сочетаться). Ваше право не считать его поэтом, в свое время и Бродскому ответили, что он не поэт, но прошло время и все эти судьи смылись вместе с пеной времени, а Бродский стал одним из популярнейших русских поэтов. Я, конечно, не сравниваю Есенина, Бродского и Константина Ступина. Все они разные, у каждого из них свой стиль и своя судьба. Ступина и Есенина объединяет то, что оба они были очень талантливыми людьми. И оба загубили себя. Я смотрел интервью со Ступиным, и он производил впечатление очень открытого, начитанного и даже милого что ли человека. Жаль, что такие люди рано уходят из жизни.
02:22281,1K