Рецензия на книгу
Jo confesso
Jaume Cabré
RinaLevitskaya42628 июля 2019 г.Книга своеобразная. Написана так, что сюжет всё время переливается, жемчужные переливы света, да, жемчужно-полупрозрачные, неуловимые, но ясно видимые.
Переходы, постоянные переходы. Вот автор говорит в первом лице - и, продолжая предложение, - уже в третьем, а потом опять в первом. А это уже и не тот персонаж, а совсем иной, в ином времени. Эти мягкие переливы-переходы. Читаешь - а уже это, оказывается, речь идёт о другом поколении, другом времени и других людях. Кажется, вовсе друг с другом не связанных. Но по мере чтения оказывается, что всё связано, река времени и повествования связала и монаха бог знает каких инквизиторских веков с нашими современниками. Ну почти современниками. Через евреев, через немцев, через бог знает кого.
И вот говорит офицер СС, жестокий фанатик, читаешь его слова и… нет, это же уже речь фанатика инквизиции фра Николау! И становится страшно, потому что эти слова, эти идеи принадлежат и тому, и другому, и проходят через века, не изменившись. Это разные люди - это один человек. Нет, речь не об реинкарнации вовсе!
Книга очень многоплановая. Столько тем поднято и развернуто! Любовь, дружба, предательство, покаяние, зло, добро, религия, творчество, страстные желания, нереализованность и зависть, правда и ложь, удовлетвориться ли тем, что имеешь (ведь кому-то этого не дано!) или пытаться вырвать у жизни еще и то, чего не дано. Желание быть "видимым", "солистом", а не оркестрантом в широком смысле. Воспитание детей - ты видишь у ребенка способности, талант - надо ли их "продавливать" вопреки желанию? О чем эта книга? - а обо всём вот этом. У автора получилось не скользнуть по верхам, не поднять назидательно перст грозящий - поставить вопросы и дать… неоднозначные ответы.
А еще книга об Искусстве. О музыке.
"Эта скрипка не принадлежит мне. Это я принадлежу ей. Я - один из многих в её жизни. За свою длинную жизнь Сториони обладала множеством различных музыкантов, служивших ей. Сейчас она моя. Но я могу лишь созерцать её. Именно поэтому я так хочу, чтобы ты научился играть на скрипке…. И неважно, нравится ли тебе музыка."(как несправедливо и по отношению к инструменту, к музыке (искусству) и к ребенку!)
Печальная история о скрипке - от её "зарождения" в буквальном смысле (выросли деревья из оброненных семян), через то, как прекрасный инструмент становился предметом торга, игры, не имеющей отношения к музыке и до самого её освобождения: потому что инструмент всё же создан, чтобы на нем играли. Наверное, история скрипки - это то, что в конце хоть как-то оптимистично звучит.
Книга не для отдыха, она задевает душу, а когда я закончила читать, то какое-то время была в ошеломлении. Нет, не поступком лучшего друга, мне это совсем не удивило - но от всего романа в целом.
Сильная книга, очень.
И, кстати, очень кинематографичная. Мне кажется, мог бы получиться весьма впечатляющий фильм.6337