Рецензия на книгу
Knife
Jo Nesbo
Аноним26 июля 2019 г.Хотите верьте, хотите нет, но с первых же глав мне казалось, что я знаю сюжет, как если бы уже читала эту книгу раньше. Я узнавала многие эпизоды, вплоть до деталей (фотоловушки, след сапога, афганские истории Бора, красный шарф Ракели, историю с ключами, хрупкие пули и т.д.). Меня это настолько удивило, что я даже специально проверила, действительно ли книга - новинка 2019 года, «свежак», написанный Ю Несбё, а не дошедший до меня русский перевод какого-нибудь 2012 года. Ну, не странно ли это? Из-за многократных узнаваний чтение оставило необычное впечатление, что-то сродни déjà vu, а в том, что я знаю, кто убийца Ракели, была абсолютно твердая уверенность, которая в конце и подтвердилась, несмотря на всю свою притянутую за уши мотивировку. Видимо, из-за общности «строительного материала» какой-то другой прочитанный детектив («Кайкен»?) наложился на «Нож» очень плотно. Со мной такое уже было пару раз, но от романа Ю Несбё я в принципе этого не ожидала.
В целом же роман, вопреки ожиданиям, оставил меня равнодушной: в который раз весь вечер на арене бессмертный Харри Холе с его бесконечным детективно-алкогольным эпосом и восставанием из пепла. И эта книга даже в меньшей степени детектив, чем авторское дерзание поведать историю о лабиринтах человеческой психики, о многогранных переживаниях реальности человеком, оказавшимся в стрессовых обстоятельствах, о ревности, о насилии, об обмане. Ничего не скажешь, написано профессионально и, в общем, хорошо, но, если честно, мне уже порядком поднадоел этот фениксоподобный гений-сыска-непросыхающий-алкоголик, симптомы поведения которого не всегда совпадают с стандартной картиной алкогольной зависимости и образ которого автор изо всех сил старается сделать привлекательным (по крайней мере, все героини почему-то от него без ума даже в его запойных фазах…). И если раньше я с большим энтузиазмом принималась за каждый новый роман Ю Несбё, то сейчас, будучи на 12-м (!) томе героической саги о Харри Холе, читала уже скорее по инерции.
Сюжет показался затянутым (собственно, это свойственно почти всем книгам Ю Несбё, тянущимся, как ленты из цилиндра фокусника: вот, кажется, уже вытянули сто километров, покрывших всю сцену, а тут – новые сто, теперь другого цвета) и переполненным не всегда интересными алкогольными рефлексиями и когнициями Харри и довольно заурядными криминальными действиями. Автор умело переводит подозрения с одного персонажа на другой, в том числе и на самого Харри, который убеждает себя, что (ужас-ужас! кошмар-кошмар!) допился до убийства, но истории-вкладки, соответствующие расследованию Харри и исповедям подозреваемых, показались более чем вторичными и не очень реалистичными. ПТСР, панические атаки и прочие состояния сегодня нередко становятся главными героями книг, как будто их не хватает в жизни, и это для меня сильно снижает качество повествования. Ну а Свейн Финне вообще светится отраженным светом незабвенного Ганнибала Лектора. Понятно, конечно, что такие яркие асоциальные образы не дают покоя авторам и надолго смущают писательское сообщество, но не до такой же степени!
А вот финал мне, пожалуй, даже понравился. И если правда, что любой конец – это новое начало, то, видимо, стоит ожидать 13-ю книгу о Харри Холе. Так на что ставим: Окленд или Осло?
362,9K