Рецензия на книгу
Театр отчаяния. Отчаянный театр
Евгений Гришковец
Аноним25 июля 2019 г.Писать рецензию или даже отзыв на "Театр отчаяния. Отчаянный театр" сложно. Даже, пожалуй, невозможно. Как можно писать рецензию на жизнь человека. Причем человека, который сидит и совершенно откровенно тебе рассказывает о своем пути к театру.
Поэтому, конечно, этот текст - ассоциации и впечатления после прочтения.Евгений Гришковец с этим своим трудом лишил меня последних крох сна, остающихся после укладывания сына. "Театр" читать иначе чем залпом не получается и только шестимесячный карапуз способен был оторвать меня от книги, что послужило причиной ее прочтения в течение аж двух недель. По мере того, как я книгу читала, всплывали моменты моей жизни, связанные с автором. С Гришковцом так всегда - что бы он ни писал, что ни рассказывал, это отзывается в тебе какими-то твоими уже ощущениями. Тем и необычен оказался Евгений Валерьевич, ворвавшись в Москву со своей "Собакой..".
Мое знакомство с Евгением Гришковцом было необычным, как казалось в то время: мы каким-то неведомым образом оказались у касс театра "Школа современной пьесы" в день спектакля "Как я съел собаку". Хотя в то время мы часто бегали по театрам, стараясь попасть на спектакль бесплатно. Нас было трое, билетов, соответственно, не было, все было странно как-то и туманно. Внезапно от небольшой кучки людей отсоединился мужчина (даже не вспомню сейчас, как он выглядел) и предложил нам билеты, поскольку их у него было пять, а друзья, планируемые к прибытию, не пришли. Мы как-то легко и быстро согласились. И в целом, кроме сидения на первом (!) ряду и восторга от спектакля больше последствий у вечера не было. Мужчина куда-то растворился потом, а Гришковец прочно вошел в мою студенческую и даже немного постстуденческую жизнь. Мне повезло, что Гришковец приехал в Москву как раз тогда, когда я решила заниматься современной русской драматургией на своем филфаке. Творчество Гришковца оказалось благодатным материалом и темой для диплома. Я, собственно, это к тому, что так или иначе, раскапывая сведения о ЕГ, я знала его биографию немного, историю его театра - отрывочно. Интернет только появлялся, но зато передачи по тв как раз пошли друг за другом. Сам мемуарный роман весьма многословен. Я думаю, что осилить его могут только те, кто не просто знаком с творчеством Гришковца, но является его ценителем или даже фанатом. Другим, полагаю, читать историю прихода человека к театру будет не очень интересно. Зато любители будут вознаграждены. В книге то, что знала я когда-то пунктиром, заполняется и становится четкой линией - линией и курсом Евгения Валерьевича на театр). Узнаешь события, предвосхищавшие те или иные спектакли, людей, о которых Евгений Валерьевич отзывался, будучи уже тем самым Гришковцом. Стала более четкой история его пантомимы, более ясны обстоятельства отъезда в Калининград.
Мое личное знакомство и общение с Евгением Валерьевичем было непродолжительным - ровно столько, сколько требуется для подготовки к написанию диплома. Спектакль я посмотрела на втором курсе, когда Гришковец в Москве только начинал и билеты на его спектакль (пока что только один) стоили фантастические сегодня 50 рублей. Помню, когда я писала об этом на форуме, мне не особо верили) Еще, помню, как мы дружно ходили на "Титаник" в исполнении того самого Паши, которого так ценил ЕГ и который уехал.
Потом, конечно, я смотрела все спектакли, появлявшиеся в Москве, в том числе благодаря самому автору. Да, популярность была уже такова, что попасть было сложно, особенно если речь шла о спектаклях с его участием. Но у меня все же помимо вечной на мой взгляд "Собаки.." любимыми остаются роман "Рубашка" и спектакль "Дредноуты". "Рубашка" одна из немногих книг, которые я перечитывала. Поедание друзьями борща ближе к финалу книги - моя любимая сцена)))
Читая мемуары Гришковцца, совершенно четко понимаешь, что он - человек чертовски везучий, чертовски упорный и ..ну наверное самоуверенный. Такое ощущение, что ему кто-то (как Жанне д'Арк или Данте) шепнул "иди и не сворачивай". Причем шепнул так, что сам человек это забыл, но твердо знал, куда и зачем ему идти.
Честно, все его поиски и мытарства выглядят неслучайными,а многие поступки вызывают уважение и удивление, потому что в довольно юном возрасте, как мне кажется, невозможно быть столь уверенным и мудрым что ли...
Вот в самом деле - у нас есть один общий знакомый, который тоже упорно ищет себя в актерской работе. Годы идут, жизнь, как говорится, проходит, а человек занимается только этим. К сожалению, результата нет. Как бы знать, что в самом деле окупятся все твои мучения и беды.
Вообще Евгений Валерьевич не совсем тот мягкий и лучезарный человек, которого мы видим со сцены. Он довольно жестко стоит на своей позиции "хочу в театр" (и в принципе, наверное, может быть жестким), может быть, поэтому все и получилось.
Нужно отдать должное его родным и близким, которые принимали его таким, какой он есть,более того, - помогали.
Когда смотришь "Собаку.." (а еще и слушаешь, я лично аудиокнигу заслушала до дыр), в большей степени зритель и слушатель реагирует смехом. Так вот когда читаешь главу о службе Гришковца на флоте, понимаешь, что смех это последнее, что могло бы звучать на Русском острове. Я понимаю, что Гришковец сознательно спрятал ужасы своей службы подальше и поглубже в себя. А может, и вовсе старается забыть. Но одновременно ( или одноврЕменно)) понимаешь, что чувства человека, играющего спектакль на сцене, ой какие сложные. Собственно, он довольно подробно это смешение чувств описывает ближе к финалу книги.
Роман запойный, откровенный, затягивающий. Очень не хотелось, чтобы книга заканчивалась. Но, повторюсь, советовать ее всем и каждому не возьмусь, только тем, кто проник в творчество Гришковца.0141