Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Головоломка

Франк Тилье

  • Аватар пользователя
    Аноним22 июля 2019 г.

    Ох, как же с этой книгой все непросто! В ней много хорошего, много плохого, при этом одно неразрывно связанно с другим. Самое обидное, что книге с такой подачей и сюжетом, лично мне, очень хотелось бы поставить «пять», но… никак.

    Сначала небольшое предисловие. Я большой любитель квестов, при этом как компьютерных, так и квестов в реальности. Первые пришли в мою жизнь раньше вторых, и началась наша «история любви» с небольшой игры для ПК «Дома с Привидениями: Клиника Зеленые Холмы». Там герой попадал на территорию заброшенной психиатрической больницы, куда неделю назад отправился его друг и исчез. Затопленные подвалы, мрачные коридоры, электрический стул, размытая грань между реальностью и бредом – все это произвело на меня впечатление и засело глубоко в памяти. И вот, спустя много лет, я читаю аннотацию к «Головоломке» и в мозгу мгновенно выстреливает ассоциация, а воспоминания из прошлого стряхивают с себя пыль. Естественно, я не могла пройти мимо этой книги!

    Начиналось все довольно уныло и затянуто. «Захватила с первых строчек» – явно не про «Головоломку». Илан, главный герой, переживает не самый лучший период своей жизни. Родители умерли, девушка бросила, друзей нет, здоровье и психика ни к черту, целей в жизни тоже нет. Он влачит холодное, пустое, серое существование. Короче, он страдает и ты, читатель, тоже будешь страдать.

    Но тут в повествование врывается Хлоэ, бывшая Илана, и приносит в его жизнь игру «Паранойя». И чем ближе главные герои подбирались к игре, тем больше было экшена и саспенса, что радовало. На самом деле «Паранойя» – лучший элемент книги для меня. Представьте, существует таинственная и опасная игра, которую «тяжело найти, легко потерять и невозможно забыть». Игра для элиты мира квестов и охотников за сокровищами: для самых умных, самых эрудированных, самых бесстрашных, самых беспринципных и готовых на все ради победы. Простые люди не знают о ней, но среди тех, кто «в теме», это живая легенда. При этом соревнование начинается задолго до официального старта, ибо поиск входа в «Паранойю» сам по себе является отдельным квестом. При этом никто не знает, каков сюжет игры, кто её организует, где она проходит, известен лишь огромный денежный приз. Итак, Вы готовы бросить вызов своим самым потаенным страхам за 300 000 евро?

    Задумка шикарная, согласитесь. А дальше еще лучше! Пройдя через многочисленные испытания на логику и закаленность психики, наши герои находят вход в «Паранойю» и, вместе с другими счастливчиками, включаются в игру. Вслед за Иланом мы переносимся в заброшенную психиатрическую больницу «Сван сонг» (лебединая песня). И это второй мой любимый элемент книги. Атмосфера больницы великолепна! Уединенное место в горах, нескончаемая метель, покинутые коридоры, палаты, здание в форме летучей мыши… Проникновенно описано. Тебе одновременно и жутко, и любопытно. Скажу честно, в веселой и нетрусливой компании (и желательно летом) я была бы не прочь оказаться в том месте, что описал Тилье. Естественно, когда «Паранойя» переместилась в такие декорации, происходящее стало мне нравится еще больше. Однако, как только это произошло, всплыло сразу два минуса, которые немного подпортили картину.

    Первый минус – это персонажи. Большинство из них так и остались довольно плоскими и блеклыми созданиями. Ладно, Илан и Хлоэ у нас главные герои, у них есть фора. Но остальные шестеро? Полностью, с лицом, голосом и чтоб еще что-то про характер сказать можно было, я смогла представить себе только Моки и Жигакса. На них автор хоть немного постарался, возможно, из-за того, что они влияют на сюжет. По Наоми Фе и Рею я визуально две картинки получила, но в отличии от предыдущей парочки, они не производят никакого хоть немного яркого впечатления. А Филоза и Яблонски? Господи, кто эти люди? Яблонски хоть отношениями с Наоми пометили, а Филоза так вообще остался для меня чем-то неведомым до самого конца. Честно, у меня даже мыслишки проскальзывали, уж не его ли сделают каким-нибудь злодеем, дескать самый нераскрытый и непонятный тип – самый подозрительный.

    Лично мне такая безликость сильно мешала. Как мне переживать за этих людей, если я ничего о них не знаю? Не вижу их, не понимаю? Для таких шикарных декораций хотелось бы и действующих лиц соответствующих. Я понимаю, что этот минус никак не вредит сюжету. Но атмосфера книги, её реалистичность для меня, как читателя, из-за этого хромает.

    Второй минус – это поведение Илана. Что мы знаем об Илане? Он опытный игрок и, на данный момент, он немного параноик и везде видит заговоры. Так почему же его поведение во многих ситуациях не отвечает этим двух установкам? Если он весь такой подозрительный, что же он сразу все рассказывать всем бежит? Стоит ему что-то заподозрить, так он сразу всем карты раскрывает. Кто ж так делает?! Я ожидала от него большой молчаливости и, в некоторых моментах, большей сообразительности.

    И теперь мы подходим к самому интересному. Как говорят, конец – делу венец. «Головоломка» одна из тех книг, где конец имеет огромное значение и может перевернуть все восприятие произведения в целом. Думаю, для многих концовка будет неожиданным поворотом. У меня же были определённые подозрения, но полной уверенности у меня не было. И так уж сложилось, что концовка «Головоломки» умудрилась меня порадовать и разозлить одновременно. Свои рассуждения об этом я спрячу под «спойлер».

    Добро пожаловать на территорию спойлеров. Итак, в самом конце книги мы выясняем, что вся история Илана - это попытка мозга Люки (надеюсь, что там можно просклонять) во время комы преодолеть внутренние барьеры, чтобы вспомнить самого себя и осознать, что именно он убил восьмерых несчастных. Это преступление описывается в самом начале книги. Что сказать, сюжетный поворот действительно хорош и интересен. Уверена, не все читатели смогли предсказать подобную концовку. Но лично у меня она вызвала смешанные чувства.

    С одной стороны, я довольна. В "Головоломке" такой конец смотрится естественно и логично, а не так, будто его с потолка взяли. Например, та же отвёртка фигурирует в повествовании подозрительно часто, из-за чего невольно задумываешься, почему же автор так ненавязчиво машет перед нами этим красным платочком? Также можно заметить, что тема убийства (и убийства отвёрткой в частности) тоже всплывала довольно часто. Это и сцена в квартире, и убийца в машине. Как будто мозг проверял, готов ли Люка осознать произошедшее или ещё нет. Нет? Ну ладно, тогда дальше пишем историю. По всей книге расставлено много маячков, сигнализирующих о том, что в происходящем слишком много... смысла? Символизма? Будто это не просто жизнь человека. Из-за этого концовка не вызывает отторжения.

    Более того, такая концовка объясняет ряд недостатков книги. Естественно, что второстепенные персонажи плохо прописаны, ведь Люка их почти не знал. Он сам об этом говорит в конце. Странное поведение Илана тоже становится понятным. Конечно он всем все высказывает, ведь цель всей это истории – построить диалог с самим собой. Но дело в том, что меня этим минусы как бесили, так и продолжают бесить, а то, что они из-за финального финта ушами стали логичным, никак ситуацию не исправляет (лично для меня). Меня они из-за собственной внезапной обоснованности теперь даже больше раздражают… Как будто автор сам себе сказал: «Ой, да Люка же их не знает совсем, смысл мне париться и их раскрывать, все равно в конце выяснится, что это все игры больного разума и всем будет пофиг.»

    И есть еще один момент, который меня расстроил. Понимаете, мне действительно понравилась идея о том, что есть такая игра «Паранойя». Её концепция, как герои шли к ней, все эти испытания, поиски подсказок в заброшенных помещеньях психушки. Когда книга закончилась я невольно поймал себя на мысль, что больше обрадовалась бы, будь вся книга именно про «Паранойю». Чтобы это была настоящая книга-квест.

    Суммируя все вышесказанное, выношу вердикт. «Головоломка» получилась очень атмосферной, с отличными декорациями, интригующими сюжетными поворотами и интересной (и неоднозначной) развязкой. С каждой главой повествование ускоряется, становится более насыщенным, поэтому читать не скучно. Есть, конечно, и недочеты, например, блеклость некоторых персонажей. Но плюсы все же перевешивают. Я не жалею, что потратила на нее время, однозначно «четверка».

    3
    200