Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Цель: процесс непрерывного совершенствования

Элияху Голдратт, Джефф Кокс

  • Аватар пользователя
    Аноним22 июля 2019 г.

    Ударникам капиталистического труда посвящается

    В советские времена в нашей соцреалистической литературе был очень распространен так называемый "производственный роман". Не знаю, многие ли читали эти произведения, но в "Роман-газете", помнится, они появлялись регулярно. Там бралась какая-нибудь проблема, которая тормозила производительность труда на предприятии, и некий молодой инженер, бригадир или рабочий (нужное подчеркнуть), но, в любом случае, передовик-производственник, проявляя честность и принципиальность, решал эту проблему, попутно обличая ретроградство и двуличие, а заодно устраивая свои личные отношения тоже с молодой и принципиальной инженершей, учительницей, медсестрой, дояркой (ненужное вычеркнуть).

    И вот, передо мной снова производственный роман, но теперь уже капиталистический. Интересно было сравнить родственные произведения разных систем.

    Начну со схожего. Художественная сторона таких произведений хромает на обе ноги, то есть в обоих случаях. Как советские производственные романы отличались надуманностью сюжета и картонностью действующих лиц, так и у американского варианта те же родовые недостатки. В обоих случаях имелась и имеется обязательная любовная линия. И там, и там, передовая мысль побеждает, а ретрограды оказываются посрамленными.

    В советских романах все решалось личной инициативностью главного героя, находившего и предлагавшего некую новацию и рационализацию. То же, по сути, происходит и в американском романе.

    Но есть и различия. В романах соцреалистической школы главным был сюжет, а в книге Голдретта и Кокса сюжет выполняет вспомогательную роль, являясь полигоном и иллюстрацией для демонстрации эффективной, по мнению, авторов системы управления.

    Фабула проста - завод несет убытки, его готовятся закрыть; у главного героя - директора завода - есть три месяца на то, чтобы исправить ситуацию, восстановить производство, спасти рабочие места.

    Вот тут и начинается его уникальный поход за знаниями. Судьба посылает ему встречу со старым знакомым - физиком-теоретиком Ионой, который умеет определять фундаментальные проблемы в любой системе. Под началом Ионы, мистер Рого (главный герой) начинает осваивать мудреную науку руководства сложной системой. Скоро вокруг него собирается команда единомышленников и, сначала медленно, по мере освоения новой информации и реализации её на практике, а затем всё быстрее на заводе начинают происходить чудеса.

    Через три месяца завод Рого настолько преуспеет, что о закрытии уже не может идти и речи, а сам управляющий заводом получает место руководителя объединения, включающего в себя уже 3 завода.

    Повторюсь, сюжет книги является иллюстрацией к описанию управленческой схемы, предложенной авторами.

    Но дело в том, что речь идет об управлении любой системой, это не обязательно должен быть завод, это может быть любая компания или организация, даже подразделение госструктуры, если руководителю будет предоставлена инициатива, а также - собственная жизнь, потому как организация жизненной стратегии тоже требует управления.

    Изложу суть методики вкратце. Её можно разбить на 5 сегментов, или, как подано в книге "Тактика пяти шагов" (есть в таком названии что-то китайское :)

    Первый шаг - обнаружение ограничивающего общую эффективность системы фактора, или в терминологии книги - "узкого звена".

    Второй шаг - изготовление из лимона лимонада - определение, как можно использоваться "узкое звено" не в ущерб, а с выгодой.

    Третий шаг - согласование всех остальных звеньев системы с принятым решением.

    Четвертый шаг - найти ресурсы и возможности для повышения пропускной способности "узкого звена".

    Пятый шаг - устранив одно узкое звено, перейти к поиску следующих для ещё большего совершенствования системы.

    Книга заканчивается на том, что мистер Рого готовится к преодолению следующего этапа карьерной лестницы - освоению должности руководителя объединения. Задачи и проблемы, которые встанут перед ним, как я понимаю, и будут сюжетной канвой следующей книги серии, названной незамысловато "Цель-2".

    Но уже на последних страницах первой книги он формулирует три базовых принципа успешного менеджера. Нужно знать: 1) что менять; 2) на что менять; 3) как менять.

    147
    5K