Рецензия на книгу
Divergent
Veronica Roth
Аноним17 июля 2019 г.We believe in ordinary acts of bravery, in the courage that drives one person to stand up for another.Мое первое впечатление: даже для YA удивительно незрелая книга (я сравниваю с «The Giver» Lois Lowry ). После этого я смотрю биографию автора и понимаю, почему у меня сложилось такое первое впечатление: антиутопия в 22-23 года получится не у каждого! Что мне пришлось не по душе кроме общей сырости романа?
Во-первых, сюжет несется в сапогах скороходах. За примерно две недели неспортивная девочка накачала такие мышцы, что у нее чуть не лопнули штаны. Менее месяца нужно, чтобы превратить миротворца-размазню в универсального солдата. Хоп-хоп, доесть торт не успели – встречайте революцию, геноцид и научный эксперимент с сыворотками в одном флаконе. Чувствуется, что даже с надежностью общей модернизированной сыворотки Эрудиты и Неустрашимые еще не разобрались, ведь нужны ресурсы: место, время, подопытные. Если операция «Зомбификация» предполагалась быть секретной, то я недоумеваю, на что Эрудиты уповали без достойной подготовки. Возможно, не такие уж они и умные!
Во-вторых, во многие действия и события верится с трудом. С одной стороны, к примеру, автор постоянно описывает все виды слабости, испытываемые Трис (к слову, меня допекли ее вечно потные ладони, крутящий живот и прочие недомогания), с другой стороны, с множественными сотрясениями, раненная и оперированная она вскакивает и, не особо морщась от боли, изображает из себя Рембо (спасибо, хоть разок вырвало от слабости). Да, это не Джордж Мартин: над Трис, Фором и другими простирается защитное поле главного героя, – но как-то что-то плохо верится в происходящее. Гипертрофированные подростковые погремушки и чудеса военной подготовки. Кстати, смущающий многих вопрос «Что Фор нашел в Трис?» меня не терзал: одна фракция, общий выбор, схожие проблемы. Их всего двое таких из Самоотречения!
В-третьих, дивергенция и сопутствующие товары не очень ясны. То Трис велят бояться проболтаться о своем необычном результате теста, то велят на финальном экзамене гнать в хвост и гриву сквозь симуляцию страхов, используя свою дивергентную природу. То наказывают не высовываться и держаться в середине списка, то поощряют ее лидирование. И сами симуляции стали полнейшим разочарованием! При их появлении среди гормональных бурь и подросткового самокопания я восприняла их с ликованием: ого, путешествие по темному миру мозгов. Но, очевидно, бесповоротно избалованная Филипом Диком, разочаровалась: не всегда логичные и внятные способы контролировать страх в симуляции привели к... завершению симуляции. И всё? До последнего я ждала, что теперь никто не уверен, где галлюцинации и явь, не знает, как выбраться из кошмара, а в конце мы узнаем, что это все происходило в чьем-то мозгу. И мир вокруг – постапокалиптический Чикаго – так располагал к чему-то ирреальному. Увы.
Наконец, выбор героини меня немного озадачивает. Даже объяснение автора, что повествование от имени Фора завело ее в тупик, и мои догадки о том, что душевный мир 16-летней девочки ближе автору, не очень убедительны. Фор явно любимчик Вероники Рот, его холят и лелеют. Он из тех, кто привлекательно загадочен, имеет в запасе травматичный опыт, прошлое и будущее. Из тех, кому прощаются авторские косяки за счет обаяния персонажа и кого никогда не пустят в расход ради движения сюжета. Короче, наблюдать за Трис глазами Фора было бы интересно, хотя книгу все равно не спасло бы.
То, что роман написан с замахом на сиквел и даже приквел, стало ясно быстро. Главные герои уехали на скоростном поезде в неизвестность – и я не буду их догонять (решила эту серию бросить после «Дивергента»). Будем считать, что почитала книжечку в оригинале для разгрузки мозга после утомительных языковых экзаменов: незатейливо и не переживаешь лишнего.
6297