Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Clock Dance

Anne Tyler

  • Аватар пользователя
    Kelderek11 июля 2019 г.

    Первое лето Ганди

    Разговоров о том, как тяжело запечатлеть современность, у нас среди писателей и критиков много. У американцев с этим нет проблем. Эрдрич пишет о вопиющих случаях изнасилований на индейских территориях и порочной юридической практике белого человека. Тайлер совершенно мимоходом дает очерк криминализации родного Балтимора (процесс, беспокоящий также живущую с ней на какой-нибудь соседней улице детективщицу Лору Липман) – наркотики, стрельба. Этот пласт мы совершенно не вычитываем, поэтому роман выглядит для нас странно, мы не видим его с точки зрения острых социальных проблем, волнующих американское общество, не замечаем контекста.

    Нам бы самим писать такие книги. Но не умеем и не хотим. Раз так, то нечего сетовать, что приходится читать про Балтимор, а не про какой-нибудь Магнитогорск, мало что ухватывая в полной мере. Раз так, то о книге опять приходится говорить в плоскости несколько отстраненной проблематики, а она уже многие годы у Тайлер одна – семья.

    «Клок данс» - роман необычный, не только по своему финалу, внешне парадоксальному, хотя на самом деле вполне логично вытекающему из расширенной трактовки семейной темы, характерной для ее последних работ. В нем неожиданно отчетливо осознаешь, что Тайлер в своих книгах не просто исследовала личность в отношении к семье, как довольно важному социальному институту, но и почти всегда размышляла о личности самой по себе.

    «Клок данс» - роман не только о новом понимании семьи в современных условиях, но и об Уилле Дрейк, пожилой женщине, за стареющим лицом которой прячется одиннадцатилетняя девочка. «Жить с Ганди - это ад», - замечает один из персонажей книги в финале.

    Эта мысль получит свое развитие у Тайлер в дальнейшем. Но здесь, в «Клок данс» подана в позитивном ключе.

    Уилла Дрейк, похоже, и есть этот самый Ганди. Быть похожей на своего миролюбивого и отзывчивого отца или жить с таким как отец – вот ее судьба. И если не получается второе, то остается лишь первое.

    Поэтому ее смирение, ее добросердечие не следует воспринимать как слабость. Это характер, это ее судьба, а потому ее жизнь и ее выбор в финале выглядит вполне закономерно. Счастье - это когда внутреннее находит отклик во внешнем. Отправляясь в Балтимор по совершенно дикому предлогу, Уилла находит то, что искала всегда – людей, а не просто город с широкими тротуарами.

    Есть мнение, что «Клок данс» чем-то походит на «Уроки дыхания».

    Чисто внешнее сходство имеется – визит с мужем к «бывшей» сына. Но на этом все. Важнее чисто ситуативного сходства внутреннее идейное содержание романа. Здесь «Клок данс» развивается скорее в направлении, заданном книгой «Удочеряя Америку».

    Там речь шла о семье как нации.

    В «Клок данс» Тайлер рассматривает идею семьи – окружения. Идея духовного родства по месту и призванию все более вытесняет чисто формальное представление о семье как совокупности родственников.

    В современности, когда брак и родство превратились в условность, систему юридических отношений, в привычку, может быть, следует искать другие основания существенной близости?

    «Родные люди» все больше стесняют, кажутся совершенно чужими (в романе наиболее ярко это показано на примере сестры Уиллы, Элейн, полностью отстранившейся от семейных дел), «неродные» - напротив, кажутся своими.

    Что же такое семья?

    «Клок данс» предлагает свой вариант ответа на этот вопрос.

    Семья там, где ты нужен.

    38
    2,2K