Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

За миллиард лет до конца света

Аркадий и Борис Стругацкие

  • Аватар пользователя
    HillhouseReddening4 июля 2019 г.

    И опять-таки рукопись

    В который раз мы уже натыкаемся на этот прием, но, к счастью, здесь это практически не имеет значения, так как не привносит никакого -мета в нарратив. Если я, конечно, ничего не упустил.

    Итак, главный герой - Димка Малянов, стоит на пороге какого-то значимого открытия о диффузии звезд (не будем на этом останавливаться подробнее, не велика значимость). Главное, что открытие важное. Настолько важное, что в перспективе, через миллиард лет, во взаимодействии с милионнами других открытий может привести к концу света. И некая незримая сила в лице самого гомеопатического мироздания пытается этому помешать.

    Начнем с того, что эта повесть (рассказ? в общем, нечто короткое, явно не роман) обладает очень теплой атмосферой, герои постоянно пьют чаечек, а Малянов, кстати, очень хорошо умеет его заваривать, либо глушат водку, а то и коньячок, хотя и винишко иногда заходит очень кстати, особенно ледяное красное. В общем, находиться внутри этого произведения необычайно уютно. Последний раз подобные ощущения вызывал, пожалуй, "Отель у погибшего альпиниста". Так уютно, что хочется там остаться, а потому и перечитывать и перечитывать заново. Несмотря на то, что нам повествуют о событиях далеко не приятных. Взять, например...

    ...если бы не напомнило фильм "IT FOLLOWS", где девушку постоянно преследует какой-то незнакомый человек, и он все время меняется, ужас в том, что преследует он неотступно, и преследует непонятно по какой причине. Вот и к Малянову на голову сваливается то Лидочка, школьная подруга жены, то следователь с абсцессиями поведения, то курьер с коробкой, полной коньяка, и не отпускает мысль, что люди эти либо не осознают происходящего, то есть кто-то управляет их сознанием, фактически - зомби, либо они - фантомы, олицетворяющие настоящих людей, но, видимо, гомеопатическое мироздание совсем не антропоморфно, и поэтому не понимает, как должны вести себя люди, отчего и получается нагоняющая жути картина, где явно чувствуется присутствие чего-то потустороннего, или, как заключили наши ученые, какой-то сверхцивилизации. И ни один из героев не может противостоять врагу, которого, по сути-то, и нет, так что все они поголовно сдаются, включая и самого Малянова. Если интерпретировать этот финал, то...

    ...в первую очередь должно быть стыдно перед самим собой, а то бывают такие молодчики, что в народе выглядят молодчиками, и это для них самое главное, а внутри ничего такого из себя не представляют, и прекрасно об этом знают, но главное ведь - создать видимость, главное, как тебя воспринимают остальные. Поэтому считаю, что нужно чаще заглядывать в себя: а тот ли ты, за кого себя выдаешь? Может, ты просто трус? Кто, как не ты, лучше всего знает тебя? И кто, как не ты, будем первым себя судить? То-то же.

    Что еще можно вынести из произведения? Что ничто не должно отвлекать тебя от важной работы. Какими бы явствами тебя не старались купить, работа важнее. И миллиард лет-то пройдут совсем быстро, не успеешь и глазом моргнуть, поэтому работай, мил человек, работай.

    Надо еще заметить, что интрига здорово держится на протяжении всей книги. Что происходит? Что они хотят от Малянова? Кто с кем связан? За что убили Снегового? Кто следующий? Выдержит ли герой непрекращающееся давление? И даже раскрытие главного врага не разочаровывает, точнее - раскрытие отсутствия главного врага. Хотя, признаться, я несколько воодушевился, когда Малянов сел за рабочий стол, чтобы довести работу до конца, и хотелось, конечно, чтобы он победил, но разве так бывает. Разве этим стоило бы завершить повесть? Чему бы она тогда научила? Малянов обязан был сдаться, слиться с травой, с деревьями, вырастить Бобку, а потом, лет через двадцать, ему было бы плевать на всякие там научные открытия. Миллиард лет пройдет, а сверхцивилизации, уничтожившей себя, так и не появится. Так что же, природа пытается уберечь себя или все человечество? И возможно ли, что поэтому главным парадоксом ксенологии является отсутствие каких-либо следов сверхцивилизаций? Может, на их планетах тоже действует Гомеопатическое мироздание, которое мешает им пронестись на космических кораблях сквозь закон неубыточности энтропии? Но как бы то ни было, это конец рецензии.

    Книга замечательна, хотя, конечно же, наивна, так сказать, сказочка, но тем не менее замечательна.

    0
    114