Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Beauty is a Wound

Eka Kurniawan

  • Аватар пользователя
    Аноним30 июня 2019 г.

    БДСМ для Шахрияра

    - Будь как дома, - шепнул мне Маркес.

    • Добро пожаловать в Индонезию, - бодро возвестил мне Курниаван.
    • Спасибо, я постою, - ответила я.

      Вы не задумывались, насколько люди одинаковые? Заглядывали вглубь казалось бы независимых культур? Где Латинская Америка, где Индонезия и где Россия? А вот находится та точка соприкосновения - сказки!

      Сказка о прошлом (буквальная). Магический реализм - это не только неведомая хрень. Это аккуратное вплетение фольклора в действительность, но так, чтобы не получилось ни балагана, ни фэнтези. Магический реализм - это приглашение в культуру, абсолютно мифологическое мировоззрение. Если мифы говорят, что привидения - нормальное посмертие, духи бывают злые и мёртвые могут многое рассказать, значит, вера в это гарантирует весёлый мирок: придут, будут, расскажут. До последних глав это, в принципе, не слишком волнует, любопытно, не более. Но есть в оживающих легендах с богатырями, вознесениями на небо и т.д. что-то возвышенное, делающее книжную Индонезию чуть заманчивее и волшебнее, чем хмурое реалистичное здесь. Пусть в конце появится дух и расскажет о смысле названия, о том, как бессмысленна, но желанна месть, но -дцать лет назад было плохо... А здесь и сейчас?

      Сказка о будущем (политическая). Любой строй - 1001 ночь сказок для народа. Люди любят сказки про то, как мир станет прост, как при предках, не знавших этого развратного и жадного Запада, или как все люди уравняются в правах и братьями побегут трудиться на благо Родины. Историческая часть подана на редкость непредвзято и честно: чувствуется разрыв между событиями и временем написания. Но сами-то герои верят и готовы идти на смерть ради идей. На самом деле я ими даже восхищаюсь: свобода, равенство - важные и красивые цели. Но рядом идут и скептики: рыбаки, которые не понимают собственных лозунгов, партизаны, силой берущие девушек. Может оно и будет, но потом. А здесь и сейчас что делать?

      А здесь и сейчас тоже сказка (любовная). Вообще секс - заглавная тема книги. Курниаван продвигает тему горя женщины от стихии, которую та будит в мужчине. Но и здесь сказка. Первая сказка - образы женщин. Вторая - мужчин. Лично у меня возникло впечатление коммерчески стабильного потока любовных романов. Вот первая томная красавица, раскованная, знающая себе цену. А хочешь, робкую неопытную девочку? Пацанку? Юную гордячку-вертихвостку? Напротив же потаённые постыдные мечты для женщин. Все сюжетно важные мужчины, как на подбор, лидеры, силачи и хотят жениться. Нет, сначала отыметь. Но потом непременно жениться, любыми правдами-неправдами завоевать и втолкнуть в счастье. Какой мужчина не хочет красавицу и какая женщина не хочет быть желанной для завидного самца, ощутить власть слабости над силой? Это подсознательное, стихийное и по здравом размышлении к счастью отношения не имеет. И в этом горе, и в этом счастье.

      Я совершенное не понимаю, как при такой доле вымысла и неправдоподобности, роман цепляет именно правдивостью. Во всяком случае меня цепляли все ситуации: оккупация и отношение к пленным женщинам, нищенство и духовное падение отчаявшегося человека, сочетание власти и бессилия на разных уровнях от семьи до города - всё это реализм, факты. Сказки остаются в головах, страсти - в крови, а фактам приходится верить.

    21
    362