Рецензия на книгу
Портрет
Славомир Мрожек
Svetlana-LuciaBrinker30 июня 2019 г.Любимый смотрит на тебя
Прежде всего, в этой пьесе имеется ритуал вызова адского демона, объекта противоестественного культа, мёртвого диктатора. Имя монстра не называется: ясно, что им может быть любой произвольный фюрер, дуче или генсек с ласковой, но строгой улыбкой. Уже эта чудесная деталь делает пьесу незабываемой.
А кроме того, я люблю Мрожека. Его причисляют к мастерам театра абсурда, а между тем, драматург говорит со мной абсолютно понятным языком, не требует никакого интеллектуального кульбита, чтобы ему радоваться. Кстати, Славомир Антонегович и сам был, как говорят, «в своё время» - убеждённым поклонником одного диктатора. А потом вырос, получил достаточно информации, чтобы разобраться, кого следует любить (спойлер: маму). Вот и «Портрет» повествует в основном о любви.
Бартодий, несостоявшийся кроликозаводчик, — обладатель персонального призрака, Анатоля. Не так давно, 15 лет назад, он сдал Анатоля в органы как врага народа, и того расстреляли. С тех пор доносчик и жертва неразлучны. Бартодий настолько привык к неотступному спутнику, воплощённому укору совести, что уже не может без него обойтись. Однако судьба распоряжается иначе: Бартодию предстоит встретиться с выжившим Анатолием, не с воображаемой тенью, а с конкретным погубленным человеком.
Исход этой встречи показался мне идеальным решением — не пафосным, а ровно настолько жестоким, насколько наша жизнь такова.
Интересный персонаж — жена главного героя. Заботливая, всепонимающая, всё прощающая... за исключением одного: нелюбви. Что поделаешь! Сердце мужа давным-давно отдано — Ему. Вождю.
Видела эту пьесу на сцене в Риге. Анатоля-призрака и постаревшего, реабилитированного Анатоля играли разные актёры, мне эта режиссёрская находка показалась отличным решением. В пьесе «враг народа» утверждает, что остался молодым, 15 лет заключения «не в счёт». А сам выглядит даже не ровесником, а почти отцом Бартодия. Это был ещё один «момент ужаса» для меня.
Словом, отличная... притча о том, что любовь к фюреру, к идее - требует жертв. А после сколько ни служи, сколько ни зови у портрета любимого вождя, - грехов не отпустит. И взаимностью не ответит.15460