Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Сильмариллион

Джон Р. Р. Толкин

  • Аватар пользователя
    Аноним22 июня 2019 г.

    Кровавая история Средиземья

    * - есть частично спойлеры, особенно о смерти персонажей
    ** - много картинок

    Говорят, на третий раз "Сильмариллион" читать легко. Некоторые говорят, что на 5-й, некоторые, что на 13-й... Нет, читать-то его и с первого раза легко! Но вот запомнить все имена и кто кому родственник... не сразу и не с третьего раза получается (у меня лично) - благо, в конце книги есть таблички с генеалогическими древами и эльфийский словарик ;)

    Кстати, пару слов о самой книге как о материальном объекте - издание шикарное, хотела именно его. Иллюстрации Тэда Несмита - великолепны. Не всегда я представляла себе всё именно так, но сами рисунки шикарные, если исходить из их художественной ценности. Короче, эта книга - мечта эстета.

    Теперь ближе к тексту.

    Когда-то "добрые люди" отговаривали меня читать "Сильмариллион", дескать, это совсем не "Властелин Колец", там история с мифологией, это неинтересно. Зря! Мне как раз такой стиль исполнения очень понравился. Вся книга "Сильмариллион" - это как сборник историй из Средиземья, связанных друг с другом. Да, очень интересно, к примеру, наблюдать, как в "Сильмариллионе" повествование идёт с точки зрения Турина, и он встречает по дороге двух путников, но не заговаривает с ними, а уже в "Неоконченных преданиях" этот же эпизод рассказывается с точки зрения его брата Туора и его спутника. К слову, это была единственная мимолётная встреча братьев. И такое бывает в Средиземье. Да чего там только не бывает... Отношения с родственниками и друзьями часто складываются очень напряженно, и это ещё мягко сказано. К примеру, какой-то проступок - не скажу, что малый, нет - может вполне привести к тому, что эльфы будут теперь говорить исключительно на разных языках, а один из них предадут презрению и гонению. В "Шибболете Феанора" рассказывалось, в частности, и о том, что предметом яростных споров, доходящих до абсурда, могла быть даже одна буква или звук в слове. (К сожалению, это похоже и на человеческую историю.)

    Книга поделена на несколько частей, самая большая из которых - "Квента Сильмариллион", которую для себя условно поделила на три части: о Валар, об эльфах, о людях; можно представить, что сидишь ты себе у костерка эдак в Третью Эпоху Средиземья в окружении хоббитцев (потому что у них всегда есть, что поесть), а какой-нибудь эльф или маг рассказывает тебе о преданиях дней минувших...

    Надо сказать, что истории из "Сильмариллиона", мягко говоря, невесёлые. Притом, если "Властелин колец" можно назвать романом грустным, но, всё же, грустным в светлых тонах, то это... это просто какой-то трэш, который можно читать, попутно слушая дум-метал какой-нибудь... Это даже не драма, это воистину трагедия. Даже не знаю, чью историю здесь можно назвать счастливой и есть ли здесь счастливый конец, ну хоть с грустинкой, хоть горько-сладкий.

    Оканчивается книга так:


    "Здесь кончается "СИЛЬМАРИЛЛИОН". Если картины тьмы и гибели заслонили в нём образы величия и красоты - такова была встарь судьба Арды Искажённой; изменится ли мир и удастся ли исправить Искажение, ведомо, может статься, Манвэ и Варде; но не открывают они того, что знают, и в пророчествах Мандоса о том нет ни слова".

    Правда, мне больше всего понравилось читать "Акаллабет", которая шла позже, потому что там больше всего о Нуменоре и о Майроне (Сауроне) (даа... - мне он нравится!) :) Но это ни в коем случае не значит, что "Сильмариллион" мне не понравился или понравился меньше, просто "Акаллабет" - это как десерт :)

    "We Should All Die Together"

    И, возможно, это было бы лучше всего... Книга просто-таки изобилует насилием, распрями, предательством, смертоубийствами всех мастей, включая суицид; не обошлось и без инцеста - нарочного или нет (это не только дети Хурина, но и Маэглин, влюблённый в двоюродную сестру). Инцест здесь, как не трудно догадаться, осуждается. Несмотря на это, антипатии к Маэглину у меня на этой почве не возникло. Напротив, мне он, как и Эол по началу, очень понравился, мне бы хотелось больше почитать об их истории - но здесь, наверное, нужно обратиться к "Падению Гондолина" (который плыл ко мне из самой Англии и ждёт своего часа на полочке - мимими). А вот за что я сбросила пол-балла и не кому-нибудь, а любимому автору: за Маэглина, ага; ну и ещё немножко за Маэдроса - вот почто так мучить мальчика? и за Майрона (Саурона) - во-первых, про него здесь очень мало :( , во-вторых, он как-то почти однозначно плохой. Как бы трудно изобразить парня, который травит эльфов и людей волколаками, который пытал Келебримбора, а после смерти велел нести его тело, как знамя, чтобы раздраконить врагов, хорошим, но всё-таки... Он ведь не всегда таким был. У него были благие намерения, Толкин сам об этом писал. Правда, это далеко не всегда оправдывает, но я считаю так: если благие намерения были у протагониста, который морально пал, то это не очень так заходит - скорее раздражает, а вот когда у антагониста... то это подкупает, хочется его понять и простить )

    Вообще, персонажи мне понравились ну просто все (кроме Турина - он придурок какой-то, хотя и его тоже местами жаль, и Эру Илуватара - зачинщика всех бед, а по-простому - бога). Такое очень редко бывает. Я бы с удовольствием посмотрела сериал по "Сильмариллиону"... Эх, мечты, мечты. Может, когда-нибудь и доживу. Сериал "Властелин Колец" обещают в 2021, но он охватит только часть легендариума Толкина, скорее всего, о Сауроне и Келебримборе и ковке колец власти. (Вангую, это будет самый топовый пейринг по сильму после сериала.) Кстати, и о Келебримборе хотелось бы узнать побольше, он мне заведомо симпатичен как-то, а в книге о нём буквально пару строк.

    Но больше всего мне понравились: Майрон (он же Саурон), феаноринги, особенно Маэдрос, трепетная няшка, Маглор, Келегорм и Куруфин. Они такие плохие мальчики :) И Эол и Маэглин (тоже плохие мальчики). Но почему, почему все эти истории оканчиваются всегда так ужасно?.. Не то что бы я топлю за счастливые финалы - их нет, как правило, ни у Диккенса, ни у Ремарка - моих любимых нефэнтезийных авторов, но всё-таки - чтоб настолько?.. Вот как, к примеру, такое: идёт Турин на дракона, хочет атаковать его в пузо - дело сомнительного благородства, но выбирать не приходится, но не может выдержать его запаха, жара и вообще вот этой всей атмосферы.

    "...Турамбар пошатнулся и упал бы, если бы Хунтор, который твёрдо следовал за ним, не поддержал его под локоть.

    • Великая душа! - молвил Турамбар. - Повезло мне с помощником!

    Но в этот самый миг сверху сорвался большой камень, и прямо на голову Хунтору, и тот упал в реку и так погиб - ..."

    То есть, "только жениться собрался", что называется, и тут на тебе - камнем по голове. А описания гибели Финголфина или Фингона? Не просто умереть, а так чтобы Моргот на горло наступил или орки в землю втоптали тело, а знамя утопили в его крови. И там всё так. Спасибо дедушке Толкину за моё "счастливое" детство.

    Книга очень кинематографична. В ней есть всё что нужно для сериала в жанре эпического фэнтези: боги, эльфы, гномы, плохой парень с дракошами, плохой парень с волколаками, пытки-предательства-смерть, горе и страдания, боль, много боли, но, надо сказать, что "Если картины тьмы и гибели заслонили в нём образы величия и красоты" - не заслонили, правда. Их было много, да, но нет чувства вымученности и ощущения того, что это было написано на хайпе, из желания "удивить" читателя и т.п. - такого просто не было. По крайней мере, Толкин так не писал. Поэтому, весь этот тлен смотрится весьма органично и правдоподобно. Явным плюсом книги (и, если повезёт, будущего сериала) является то, что история в ней ни разу не напоминает средневековую Европу, как это часто бывает с фэнтези. Здесь всё самобытно, аутентично и волшебно. Здесь свой быт, своя культура, свои традиции. В предисловии написано, что Толкин писал эту книгу как будто написанную с точки зрения эльфов, что эльфы в ней - главные герои.

    В попытке визуализировать этих самых героев, наделила их, в основном, образами уже полюбившихся мне персонажей из других серий. Кое-что нашла в интернете, кое-что сделала сама, приблизительно это выглядит вот так:

    Келегорм

    Третий сын Феанора, дерзкий эльфийский принц с большой собакой, которую ему, кстати, сам Оромэ подарил.

    'In scorn stood Celegorm, unbowed, with glance of fire in anger proud and menacing.'
    //
    "Стал, не склоняясь, Келегорм, в глазах горели злым огнем гнев и гордыня"
    //
    "Волнение, громкие крики, и вдруг
    Прыгнул с глазами горящими в круг
    Келегорм, и огнем полыхнул его меч,
    Мерцанье волос колыхнулось у плеч"
    "Лэ о Лэйтиан"

    Вот не понимаю я Лутиэн - она какая-то странная. Вот есть прекрасный эльфийский принц с клёвой собакой (в последствии предателем), нет, она влюбилась в жалкого смертного...

    Нет, ну это я так, вообще, история о Берене и Лутиэн в целом прикольная, хотя и не самая любимая. Кстати, вот так могли бы выглядеть Берен и Лутиэн:


    (Питер Джексон, Питер Джексон, ну снимите сериал по сильму, я вам уже каст собрала! Ничего, что некоторые вышли из возраста, я верю в современные технологии.)

    Маэдрос

    Маэдрос один из моих любимых персонажей в легендариуме Толкина. Он очень неоднозначный персонаж, совершивший много дурных поступков, но его никак нельзя назвать отрицательным героем, собственно, как и почти никого из историй о Средиземье, за исключением, может, Мелькора.

    Вообще, Маэдрос - это типичный представитель типа моих любимых героев. И сюжетная линия тоже соответствует. Притом, понравился он мне до того, как я узнала, что его будут пытать. Вот почему так? Почему моим любимым героям вечно не везёт? Это карма, что ли...

    Маэдрос и Фингон

    Маэдрос и Фингон были очень дружны, как братья, да они и приходились друг другу двоюродными братьями; ситуация сложилась такая, что между ними произошёл разлад - больше по вине старшего поколения, то есть, их родителей, а больше всего, конечно, из-за Феанора. По неудачному стечению обстоятельств Маэдрос был схвачен в битве и передан в плен Мелькору. Тем не менее, несмотря на то, что отношения их заметно пошатнулись, Фингон отправился на поиски Маэдроса, хотя даже его братья отказались от идеи его спасать (они просто не поверили, что Мелькор его отпустил бы). Этот момент - то, как Фингон находит Маэдроса, и все последующие события - один из самых трогательных в книге. Маэдрос был уже измучен настолько, что просил Фингона убить его, и Фингон, со слезами на глазах, уже был готов это сделать, но тут прилетел Торондор, а Фингону пришлось отрубить Маэдросу руку, иначе его было не освободить от оков. Наверное, это и есть самый изощрённый садизм - когда самая худшая пытка не от врага, а вынужденное увечье от лучшего друга.

    В общем, в итоге потом оба они погибли... Маэдрос обезумел и покончил с собой, а Фингона жестоко убили и поиздевались над его телом орки.

    P. S.: если ещё в какой-то известной фэнтезийной теме вы заметили похожую сюжетную линию, то вам не показалось - да, это плагиат с сюжетки Маэдроса и Фингона, только исковерканный и испоганенный.

    Куруфин

    Куруфин чаще всего появлялся вместе с Келегормом, и я это представляла примерно вот так:

    Маглор

    Маглор же чаще был в сопровождении Маэдроса.

    Карантир

    "Карантир - четвёртый из сыновей Феанора; самый суровый из братьев и наиболее скорый на гнев".

    Было ещё двое близнецов - Амрод и Амрас

    Вообще, феаноринги все классные, почти все очень дерзкие и огненные, один Маглор, пожалуй, спокойный. Мне это нравится в героях Толкина: то, что у него нет идеальных протагонистов с вышколенным характером, он просто рассказывает истории людей, или, в данном случае, эльфов, способных и на злые, эгоистичные, и на бескорыстные и добрые поступки.

    16
    1,7K