Рецензия на книгу
Жубиаба
Жоржи Амаду
Аноним25 августа 2011 г.Бразильская культурная экспансия. Нет, право, бразильская культурная экспансия. Лет восемь-десять назад слов-то таких не знали, а теперь каждый второй, если не каждый первый, занимается капоэйрой, играет на беримбау или атабаке, танцует самбу кариоку, стряпает фейжоаду... С этими звучными терминами гармонирует имя "Жубиаба". Ударение на последний слог - "Жубиаба".
Итак, по великой и могучей Бразилии странствует удалой Антонио Балдуино, уменьшительно Балдо. Ему не повезло родиться с чёрной кожей, цвет не модный, а в остальном он парень-гвоздь. Всякое искусство ему впору, от бокса до нищенства, от воровства до богослужения, от сбора табака до игры на гитаре. Во всём он счастлив, и в друзьях, и во врагах, и в женщинах. Вот только в деньгах неудачлив. Антонио похож одновременно на Дина Мориарти, Беню Крика и Бесценного Пека из "Хищных вещей" братьев Стругацких. Некоторые его трагикомические похождения, особенно цирковые, вызывают в памяти стиль Довлатова:
Медведь вздрагивает. Дождя, что ли, боится или вспомнил кого-нибудь? Может ли медведь тосковать? Бедняга... Сколько уж лет живёт без медведицы. Сам Антонио Балдуино без женщины и недели не выдержит. А может, медведь холощёный? Антонио Балдуино решил проверить. Зверь недовольно съёжился. Вот те на. Да это медведица.
Ведь рассказ не только о нём, но и о Жубиабе.
Если Балдо - воплощённая деятельность, у него всё в руках горит, то история Линдиналвы - это история пассивности, падения. Не жалею я того, что кончилось, жаль, что ничего не начиналось. В этом есть много от символистской пьесы: девочка, белая, как молоко, хрупкая, как тростиночка, робко спускается в преисподнюю, теряя по кускам своё имя. В то время как Балдо карабкается наверх, к ней, недостижимой, падает, обрывается, снова лезет, ломая пальцы... Настанет день, когда они встретятся.
Ведь рассказ не только о них, но и о Жубиабе.
Жубиаба - столетний колдун, помнящий эпоху рабства, хранитель преданий и творец заклинаний: присушек, отсушек, лекарств, ядов и многого, многого другого. Он гуляет по городу с цветущей веткой в руках и говорит на языке наго. В его мире всё мудро устроено старым Ошолуфаном и его добрым сыном Ошодианом - ну да, вот он на кресте висит. У Бога два глаза: глаз гнева и глаз милосердия, причём этот последний никогда не закрывается. А в качестве вечерней звезды над городом восходит известный революционер Зумби из Республики Пальмарес, покончивший жизнь самоубийством в 1696 году.
Приходите к нам в гости, пока мы ещё не мертвы.28204