Рецензия на книгу
Пятеро, которые молчали
Мигель Отеро Сильва
Аноним20 июня 2019 г.— Что касается меня, — сказал Журналист, — то не взыщите. Ни полноты знаний, ни системы. Довольствуйтесь отрывочными сведениями из литературы и истории. Кое-что я знаю, правда. Эпизоды из Библии, а также из «Божественной комедии» в моем изложении увидите, как наяву. А вот, например, что происходило в ходе войны Алой и Белой розы — понятия не имею.
— Жаль! — искренне расстроился Парикмахер, чем вызвал всеобщий смех. — Война с таким красивым названием — и ничего о ней знать.Так уж вышло, что мне ничего не известно об истории Венесуэлы и это досадное упущение. Автор для меня тоже новый. Так что знакомство обещало быть интересным, но... по сути оно таковым и оказалось. "Пятеро" это своеобразная книга, это не жизнеописания людей, отказавшихся говорить на допросах, это истории внутри историй. Потому что каждый из пятерых ведет одновременно и диалог, и внутренний монолог. И перед читателем предстает сразу два рассказа - один, который для сокамерников, другой - внутренний и восстанавливающий происходящее с другой стороны. Для сокамерников - о подпольной деятельности, о попадании туда, об интересах внутри революционного движения, о том, что представляет собой революция для рассказчика. Внутренний монолог - личные и глубинные воспоминания, сокровенные моменты, надежды, страхи и мечты. И оба этих рассказа прекрасно дополняют друг друга, создавая единый образ. Итого получается, что уже не 5 историй было рассказано, а целых 10. И ведь еще заключительная часть, которая представляет собой описание того, что из себя представляет существования пятерых людей в тюрьме. В общем, магический реализм во всей своей красе.
Врач, Журналист, Бухгалтер, Парикмахер и Капитан. Каждый из них это цельная личность со своими надеждами, страхами, убеждениями и знаниями. Каждый из них попал туда не просто так, даже Парикмахер, который поначалу вызывал у меня больше всего сомнений, но и Парикмахер тоже оказался там не случайно. Да, он единственный, кого за решетку отправила собственная глупость. Но так и должно быть, ведь Парикмахер представляет собой целый пласт населения, а именно людей, которым во все времена и во все исторические эпохи казалось, что можно остаться в стороне и не попасть под мясорубку эпохи перемен.
О сюжетах тут говорить бессмысленно. Зачем пересказывать, что привело Бухгалтера или Журналиста в камеру, каким пыткам их подвергли, какие муки они испытывали, через какие глубины отчаяния пришлось им пройти, прежде чем они все впятером оказались вместе. Можно выделить пару моментов. Например, цыпленка Непутевого, которого так оберегал Парикмахер, или сумасшедшего, которого в какой-то момент поместили в соседнюю камеру, или то, как обменивались посланиями эти Пятеро с другими заключенными. Но это все отдельные моменты, в целом книга не о том, как люди сидят в тюрьме. Книга, на мой взгляд, о том, что люди говорят друг другу и о том, что люди произносят только мысленно.
Еще одна особенность, это главная финальная развязка - сын Парикмахера Онорио. Не знаю, планировал ли автор этот обман или же внимательные читатели должны были сразу усмотреть некие знаки, но я не сумела. Я была так же шокирована как и четверо его "друзей". Но, наверное, Онорио создан для того, чтобы фигура Парикмахера приобрела вес и колорит на фоне товарищей. Ведь удивительная ситуация, как эти, чужие по сути друг другу люди, становятся внезапно близки, когда речь заходит об Онорио. Как они все собираются участвовать в его судьбе, как они строят планы и радуются этой мысли, что Онорио существует, что Онорио стал частью их жизни.
23353