Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Story of the Lost Child

Elena Ferrante

  • Аватар пользователя
    Аноним7 июня 2019 г.

    Волшебные миры, невероятные страны, сумасшедшие события? Тьфу! А в Неаполь заглянуть не хотите? Вот этот самый - Неаполь XX века, Неаполь Лилы. Заглянуть, пройтись по его улицам вместе с вернувшейся Леной, впитать в кожу слепящее солнце, страшную вонь, нищету и блеск отчаяния. Этот Неаполь не глазированная открыточная картинка, а самый настоящий мрак, где история будет не про жизнь, а про выживание. И именно сюда вернулась Элена Греко, бросив обеспеченную и уютную жизнь во Флоренции, потому что у неё случилась любовь. Или потому что ослепленная любовью дура. Или еще множество "потому что", которые поломали жизнь её детям, разрушили неудачный брак и окончательно убедили меня, что не зря она вместе с Нино с самого начала цикла были моими нелюбимыми героями.

    Взрослая образованная женщина, которая прекрасно знает, что её любовник крутил роман с Лилой за спиной у своей тогдашней девушки, которая знает, что он потом благополучно бросил её подругу беременной и ни разу не поинтересовался судьбой ребенка, знает о других его внебрачных детях и отсутствии к ним внимания. Знает, но не осознает и даже не пытается, ведь она то совсем другая вот у них любовь. И даже наличие у любви всей жизни жены и наличие собственного мужа героиню абсолютно не смущает. Вокруг могут гореть города, дети могут месяцами жить у бабушек с дедушками, но это не важно, ведь рядом есть Нино. И уж она то его заполучила в отличие от Лилы. Тошнотворная, омерзительная бабенка (уж простите), идущая по головам, плюющая на всё из собственного эгоизма. У меня вообще в этой части много вопросов к её семье и к мгновенной трансформации сестры из восторженной младшей сестренки в спесивую фурию. Зато в итоге семья Греко вырастила именно то, что закладывалось с самой первой книги - детей, которые мечтают освободиться от пут своих родителей, отринуть их как можно дальше и уколоть побольнее, если представится случай. А заодно и друг друга. В серпентарии рос, серпентарий с собой и унесешь.
    Вторая определяющая величина этого цикла - Лила. Жесткая, несчастная, умная, озлобленная, эгоцентричная. Она помогает и несет добро людям, но делает это кажется даже не от желания помочь, а скорее от желания делать что-то. Женщина, которой не повезло в жизни бросить школу после начальных классов и потерять столько шансов. А во взрослом возрасте перенести несчастье, которое мало кому выпадает. Не просто потерять ребенка, но даже не знать ничего о его судьбе и не иметь возможности оплакать судьбу дочери. Женщина, которая решает исчезнуть и замыкает круг. Потому что выхода для неё нет и шанса изменить что-то тоже: все они давно потеряны или упущены.

    "Неаполитанский квартет" Элены Ферранте - это очень сильное произведение, которое крайне сложно классифицировать. Какой-то эквивалент социальной женской драмы, в которой не происходит ничего сверхъестественного, просто героини растут, взрослеют и живут обычной жизнью, в которой оказывается достаточно много грязи, подлости и боли. В этом водовороте иногда сложно бултыхаться и хочется уже перерыва, ровной полосы, но жизнь героинь не очень щедра на них.
    Ферранте мастерски владеет словом и одно удовольствие следовать за ней через года по повествованию. И, если Флоренция получилась достаточно безликой, служа только фоном Элене, то Неаполь - полноправный участник истории. Шумный, яркий, непримиримый. А то, что конец истории не развязал все нити, прямым текстом сообщив, что жизнь это не книга, а значит не на все вопросы суждено найти ответы - это отдельное восхищение автору. Как и то, что к четвертой книге она снова разогналась, вызывая желание не отрываться от книги ни на секунду. Не менее горячо хочется рекомендовать и аудиоверсию, голос Юлии Яблонской отлично дополняет атмосферу.
    Очень хочется верить, что другие романы Ферранте так же переведут, и что она ещё напишет ни одну настолько же живую историю.

    24
    875