Рецензия на книгу
Один день
Дэвид Николс
Аноним4 июня 2019 г.Большая часть книг своей покупкой обязана причудливой обложке или каким-нибудь интригующим названием, и в первом случае очень многое зависит от издания: типа переплета, размера шрифта и, конечно же, рисунка на первой странице. Это издание именитой книги не самое удачное, на мой взгляд, картинка больше наводит на серию женских романов, где для описания половых органов и сцен соития подобраны самые витиеватые метафоры. Все-таки версия с кадром из гораздо более известной экранизации романа выглядит на порядок привлекательнее, вот только стимулирует мозговую деятельность в направлении извечного спора, что же лучше: книга или фильм. Интересно, как будет в этот раз, ведь от картины остается преимущественно положительное впечатление...
Все началось 15 июля 1988 года в ночь после вручения дипломов в узкой односпальной кровати на съемной квартире. Эмма и Декстер давно заприметили друг друга, но все четыре года колледжа они вращались в совершенно не пересекающихся кругах, исповедывая разные интересы. И только сегодня им случилось остаться наедине, отколовшись от пьяной братии однокурсников. На тесном ложе богатенький красавчик, поимевший романов не меньше, чем застенчивая революционерка в очках прочитала книг, разговорились, что несколько не свойственно любовникам, даже на одну ночь. В итоге совместным решением было принято остаться друзьями, и теперь каждым 15 июля будет отмериваться их жизнь, то расходясь, то пересекаясь вновь. После колледжа каждый пошел по своему выбранному пути: Эмма перебралась в Лондон, полная решимости если изменить не весь мир, то хотя бы ту, часть, что поблизости, а Декстер отправился в путешествие по странам в поисках себя. Она постоянно писала ему длинные письма, а он отмечал новый город на карте, чиркнув ей на открытке пару незатейливых слов. Они взрослеют, переживают взлеты и падения, встречаются с кем-то и вновь расстаются, напиваются, меняют работу, покупают квартиры и машины, но их дружба, неидеальная, потому что идеальных людей не существует, местами болезненная, пересекаемая порой ссорами и взаимными обидами, тянется сквозь все это время, а день святого Свитина, 15 июля, напоминает о существовании в жизни, как бы она ни складывалась, самого дорогого и близкого человека, с которым всегда приятно даже просто молчать, сидя рядом так, чтобы боком чувствовать чужое тепло...
К сожалению, это тот редкий случай, когда все средства выразительности языка остаются мало задействованными, не достигая тех самых струн души, заставляя плакать или смеяться в зависимости от прочитанного. Наоборот, здесь представлена просто речевая избыточность, которой обычно славится научный стиль, но никак не художественная литература. Более того, кажется, что диалоги нарочито затянуты, а некоторые абзацы вставили после завершения книги, чтобы увеличить количество страниц, И ладно еще если бы они касались мыслей и чувств главных героев, на крайний случай описания природы, которая бы также отражала их настроение, но нет, все эти части повествования относятся к второстепенным персонажам. Конечно, автор совершенно ничего подобного не имел в виду во время написания текста, наоборот, то были попытки развернуть роман с более низкого статуса любовного до более высокого жанра. И для этого он решил добавить больше психологии, используя ремарки о том, как складывается судьба встречающихся на пути главных героев людей, причем делается это максимально подробно, не оставляя даже читателю простора для фантазии. Поэтому, возможно, лучшее впечатление оставляет фильм со своими полутонами и полунамеками, сосредотачиваясь все же на истории дружбы и любви, сумевшей выдержать самые разные перипетии. В книге последних, конечно, побольше описывается, несколько также заземляя ореол обоих героев и лишая романтичности их образы, но суть происходящего это кардинально не меняет, а вновь по большей части только увеличивает объем печатного текста. Как, например, и эпиграфы, безусловно соответствующие случаю и в то же время совершенно вычурные и неуместные.
Но если несколько абстрагироваться от этого обилия текста и несколько смазанной реальностью любовной истории, в романе можно найти очень интересную, глубокую и важную мысль. Суть ее в том, что никогда не поздно сменить нелюбимое место жительство, нелюбимую работу, нелюбимого человека, измениться самому и изменить окружающую тебя действительность. В столь непростом шаге важно две вещи: сделать правильный выбор или хотя бы в нужном направлении и иметь крепкую поддержку рядом. Что-то менять, считай начинать с нуля, всегда очень страшно, даже если это какая-то мелочь типа зарядки по утрам, потому что из-за нее приходится перестраивать заученный телом режим дня - говорить о более кардинальных изменениях и не приходится, поэтому важно, чтобы в такой момент был тот, кто поверит в тебя, будет держать за руку и останется, несмотря ни на что, на твоей стороне, пусть и весь мир отвернется. А правильность принятого решения определить достаточно просто: достаточно задать вопрос, сделает ли это тебя счастливее, или другой, действительно ли это то, чего ты хочешь, потому что если ответ будет отрицательный, тогда зачем это все, может, все хорошо и так. В данном случае этот урок можно закрепить на главных героях, не прибегая к собственному опыту.Рекомендуется: в промежутке от 25 до 35 для снятия напряженных мыслей о невозможности свернуть с выбранного когда-то пути.
Опасно: до и после просмотра одноименного фильма.2815