Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Улисс

Джеймс Джойс

  • Аватар пользователя
    Аноним3 июня 2019 г.

    "Забавно, но каждый раз, когда я перечитываю "Улисс" Джеймса Джойса, это словно другая книга, и напрашивается вопрос: это я изменился или книга изменилась?" - глубокомысленно произносит герой всеми известного сериала, зажав в одной руке увесистый том, а в другой - незаженую трубку, подражая таким образом типичному представителю какого-то элитарного клуба для особенно просвещенных натур. Очень часто именно это произведение можно встретить в различных списках типа "27 книг, которые нужно прочитать до 27 лет" или просто в топ-листе "must read", находясь рядом с "Искусством войны" и "Государем", а в то же время "Заводным апельсином" и "Кэрри". А также это одна из тех книг, о которых люди врут, что читали ее: внушительный размер уже давно перестал отпугивать, особенно если он искупается захватывающим сюжетом или психологической драмой. Но обладает ли в действительности "Улисс" всеми приписываемыми ему качествами, являя образ чуть ли не главного литературного столпа?!..
    Дублин, 16 июня 1904 года. В двух разных половинах города начинается утро двух людей: молодого школьного учителя Стивена Дедала и рекламного агента средних лет Леопольда Блума. Их жизни и проблемы, которыми она наполнена, на первый взгляд совершенно не похожи друг на друга. Первый, гораздо более хрупкого физического и морального состояния, вынужден, покинув отчий дом, делить кров под одной крышей с двумя своими друзьями, один из которых бредит ночью во сне, а другой не скупится на разного рода скабрезные шуточки и ехидные замечания, что еще больше усиливает напряжение в отношениях между приятелями. Совместный завтрак оканчивается спором. Менее одухотворенный и более приземленный второй герой книги, наоборот, стараясь не тревожить чуткий сон обожаемой, причем не только им, собственной жены, в единении тщательно наводит туалет и принимает пищу. В течение бесконечного дня в различных точках крупного города связанные определенными обязательствами несколько раз их пути чуть не пересекаются, так и не сталкивая их лицом друг к другу: перед тем, как это случится им нужно познать совершенно противоположные и в то же время однотипные чувства, переживанию которых способствуют постоянно присутствующие рядом люди, доброжелательные , но больше, по существу, не очень. А их знакомство станет новым этапом в жизни каждого из них, не даром сопровождаясь долгожданным появлением новой жизни.
    Прославляемые всеми достоинства этой книги представляют собой, как, впрочем, и само произведение, просто особый вид формы: главы в виде непрерывного бессвязного потока сознания, схожего с наркотическим трипом, и сложные многоуровневые разветвленные метафоры, настолько завуалировавшие даже самые элементарные предметы, что по намекам далеко не с первого раза удается разглядеть истинное положение вещей. Безусловно, с этой точки зрения "Улисс" - настоящее достояние мировой литературы, особенно учитывая время создания романа. Он переполнен самыми разнообразными отсылками, подражаниями, пародиями, противопоставлениями и воплощает собой верх авторского мастерства. Из аналогичных примеров краеугольных камней в литературе вспоминается "Евгений Онегин" Пушкина: простой сюжет, по которому легко можно снять мелодраму и никто не заметит очевидного первоисточника, и незамысловатая последовательность мысли и действий главного героя не имели бы такого веса, если бы не форма романа в стихах - с точки зрения филологии и языкознания достояние произведения налицо. Здесь то же: исследуй не хочу, откапывая при этом каждый раз что-то новое. Но, увы, как ни печально, дальше этой формы больше ничего и нет. Какое-то время она действительно производит впечатление, притягивая к себе внимание, однако быстро надоедает без цели найти что-то конкретное или доказать очередную теорию этой книги Пандорры.
    А вот непрекращающийся поток мыслей, опоясывающий вполне логичный, зная о древнегреческом произведении в основе, сюжет, не вызывает ничего, кроме раздражения. Вместо ожидаемых глубоких взглядов по разным темам или противоречивых острых вопросов, все одно и то же - о своеобразной власти над человеком простых и низменных с духовной точки зрения желаний: вкусная еда, придающий сил сон, прикосновение к собственному телу, согревающее действие огня и т.д. Да, можно от этого всего отказаться с большей или меньшей легкостью, чтобы мнить себя выше окружающих. Но зачем? Зачем лишать себя таких доступных удовольствий в жизни, и без того несущей много негатива, да еще и короткой. Сразу вспоминается и пирамида потребностей, и как постоянно в человеке пытаются искоренить эти "слабости", от которых так сильна повседневная зависимость. Но большее сопротивление встречает еще большую силу, тогда изменение или желание этого изменения должны идти изнутри. Здесь и кроется истина: внутри человек полнится червоточинами комплексов, зависти, обиды, которые осознанно или не очень и прикрываются будничными ненавистными привычками - гармония с собой даже угол вопроса разворачивает иначе, когда исчезает все презрение к наличию обычных потребностей.

    Рекомендуется: считающим себя высоко образованными и тонко чувствующими интеллигентами, от бессонницы.
    Опасно: в поисках чего-то по-настоящему сильного.

    0
    163