Рецензия на книгу
Мы
Евгений Замятин
Kastigar1 июня 2019 г.Любая попытка усреднить общество логично заканчивается революцией...
Усредненность. Идея упорядочить, уровнять или даже «усреднить» общество, как бы коряво, но тем не менее очень точно не прозвучало последнее, нередко служила основой построения идеального государства как в фантазии писателей, так и в реальности. Авторы книг или строители единого государства нередко прибегали к формуле среднего арифметического, то есть сумме всех элементов, поделенной на их количество. В этой формуле, однако, изначально заложена бомба с часовым механизмом в виде желания большего. Причем это «большее» может приобретать абсолютно различные формы: больше еды, больше денег, больше власти, больше любви, больше чувств и эмоций в конце концов. Всегда есть кто-то, кто хочет, желает или даже жаждет больше, чем среднеарифметическое. Причина этого желания может иметь не только психологический, но и биологический или даже физиологический характер. Так, например, некоторые ученые объясняют излишнюю прожорливость генетической предрасположенностью. А поскольку перманентное подавление желаний, как правило, ведет к бунту, попытка усреднить общество логично заканчивается революцией. Автор книги «Мы» ведет читателя за руку по страницам эскалации конфликта, наглядно демонстрируя его причины и следствия. К слову, оставаясь в математическом контексте, к которому нередко прибегает и сам автор, в сравнении со средним арифметическим мне всегда больше импонировало приведение к общему знаменателю.
Эмоциональный меридиан. Логичнее было бы строить усреднённое общество на базе лишенных чувств и эмоций представителей. Замятин, однако, выбрал для своего эксперимента особей, способных, но не умеющих и не привыкших чувствовать. Простые вещи вокруг них они еще способны понять и осмыслить. Более сложные проявления вызывают у них смятение и панику, повергая в болезненное состояние. Но именно способность чувствовать, ощущать, размышлять и видеть сны отличает людей от нумеров, не позволяя им мириться с усреднением, вычисленным кем-то другим.
За кулисами. Отдельно хочется остановиться на элементе, нередко встречающемся как в художественном, так, вероятно, и реальном мире, которому Замятин уделил особое внимание. Представьте себе мужчину, выстроившем вокруг себя идеальное, на его взгляд, сооружение, состоящее из его привычек, особенностей, ритуалов и странностей. По сути, это некий сбалансированный в мужской системе координат замок. И есть женщина, всегда есть женщина, которой интересно, что скрыто за стенами этого массивного сооружения, в самом его центре. Праздное ли любопытство тому причина, чтобы выяснить что там внутри, или спортивный интерес, чтобы, например, убедиться насколько постройка прочна? А быть может интерес женщины вызвал сам мужчина? Не уверен, впрочем, что женщина сама всегда способна дать четкий ответ на этот вопрос. Когда же ей удается проникнуть за кулисы, она меняет сердечный ритм мужчины, заставляя его видеть, слышать и чувствовать мир вокруг его нелепого замка.
Скрижаль. Есть книги, прочитав которые, с легкостью берешься за следующую. Есть книги, оставляющие после себя тяжесть на сердце и осадок в душе, от которого не так-то просто избавиться и меньше всего хочется браться за новую книгу. А есть такие, что оставляют жужжащий рой мыслей после себя. Они мечутся из угла в угол, заполняя собой все твое сознание. Ты прислушиваешься к этому жужжанию, ловишь время от времени одну из мыслей, чтобы понаблюдать за ней и поразмыслить, а потом снова отпускаешь. Ты просто не можешь взять новую книгу, потому что для нее нет места. И «Мы» Замятина как раз относится к таким, всепоглощающим произведениям.
Ода. В восприятии книги мне очень помог голос Дениса Некрасова. Превосходно изображенные им восторженная наивность, таинственная загадочность, колющее любопытство, дикая ревность, растерянное сомнение и крайнее отчаяннее помогли перенести себя на улицы единого государства и прожить вместе с персонажами несколько этих удивительных, запоминающихся и не дающих покоя дней.
111,3K