Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Дитрих Бонхеффер. Праведник мира против Третьего Рейха. Пастор, мученик, пророк, заговорщик

Эрик Метаксас

  • Аватар пользователя
    Аноним31 мая 2019 г.

    сайд-стори 1: Недавно у меня было последнее в году занятие, и я показала детям фильм "Воровка книг". Сама в это время пыталась почитать бонус, в итоге поняла, что эти два произведения имеют очень схожую энергию. Просто книга и фильм "Воровка книг" раскрывает тему понятнее для любого читателя, даже для ребенка, а с историей Дитриха Бонхёффера мне пришлось посложнее. Но в целом - та же эпоха, та же идея внутреннего сопротивления жителей Германии, те же попытки спасти и помочь хоть кому-то, даже всезнающий рассказчик похож. Дети, к сожалению, сейчас далеко не все знают историю (13-летняя девочка сказала мне, что "было две Германии - Королевство Германия и какое-то еще", а 10-летний мальчик ляпнул, что Германия была на нашей стороне), а тем более жизни обычных людей по ту сторону фронта у нас почти не уделяется внимания. У нашей страны слишком много своей боли, и я это понимаю. Но, с другой стороны, есть и общая боль, мировая боль, и мне кажется, в этих двух книгах это хорошо показано.

    Плачь, моя девочка, плачь --
    Твой славный герой лежит на щите.
    Его любили не те, он любил не тех --
    Он умрет один.

    Вряд ли про Дитриха Бонхёффера когда-нибудь снимут кассовый байопик - тема не та. Но начинается книга, как и все модные фильмы, с финала. В фильмах обычно в начале показывают момент максимального триумфа героя - в этой книге в начале описывается заупокойная служба по нему. Но не стала ли смерть одним из его триумфов? Ведь для истинного христианина жизнь земная - это только пролог к жизни небесной.

    Рана в его груди - это не стрела,
    Так растет беда,
    Высокая, как гора, у нее голова
    В тисовых крестах.

    На самом деле совершенно новая для меня тема - лютеранская церковь в первой половине XX века в Германии. У нас как-то вообще все, что связано с другими конфессиями, особенно с протестантами, обходят стороной. Я честно скажу, плохо разбираюсь в различиях между протестантскими конфессиями - как-то попалась мне книжка, где были разборки между двумя разными церквями в Америке, у меня голова пухла. И вообще для меня сложный вопрос, насколько действительно полезны такие люди, как богословы и священники. Но, с другой стороны, уж всяко они не бесполезнее филологов - и те, и те изучают тексты. К тому же в то время и в том месте людям действительно была нужна духовная поддержка.
    Кроме того, как ни странно, те идеи, которые я поняла по цитатам Бонхёффера, у меня вообще не вызвали вопросов. Это что-то из того, с чем я была согласна всегда. Любите друг друга, бог есть любовь, бог принимает нас такими, как мы есть.
    Официальная лютеранская церковь, оказывается, с приходом Гитлера быстро "переобулась" и начала проповедовать антисемитизм, превратив Иисуса в арийца и поддерживая все отвратительные инициативы фюрера. Я не знала об этом, хотя, в принципе, это очевидно. Те же священнослужители, кто не мог продолжать находиться в лоне такой "церкви", забывшей о Боге, создали свою церковь - в этой книге ее переводят, как Исповедническая церковь Германии.
    Дитрих Бонхёффер был одним из иницииаторов ее создания.

    Истовый богослов, что уже необычно для человека, выросшего в начале двадцатого века, родился в интеллигентной многодетной семье и вырос в районе для таких же интеллектуалов. Суровая реальность ворвалась в уютный домашний мирок только, когда трое старших братьев Дитриха отправились на фронт Первой Мировой и один из них с неё не вернулся. С момента смерти Вальтера и до прихода Гитлера к власти - относительно спокойные годы - Дитрих закончил школу, университет (писал работу о сути Церкви), служил пастором в разных странах, преподавал в университете, создал свою семинарию-полумонашескую общину, где все жили вместе, и всё это до той поры, когда реальность, к которой все привыкли, начала искажаться страшным образом.

    Кстати, когда Бонхёффер был в Америке, его очень возмущала расовая сегрегация и он был уверен, что в Германии дела обстоят гораздо лучше. А дело было в начале 30-х...

    сайд-стори 2: Поскольку книгу я читала практически везде, в том числе принесла ее и в салон красоты. Параллельно слушала в соседнем зале, как парикмахер возмущалась, что вот она слышала, в Германии на гей-парадах все голые ходят! и к детям нельзя обращаться "мальчик" и "девочка"! и "мама" и "папа" теперь нельзя говорить! Совсем сдурели в своей Европе!
    Я сидела и думала, во-первых, о силе пропаганды, а во-вторых, о том, что нетерпимость прошла по Германии таким танком, что урок будет выучен навсегда.

    Взмах оперения плеч - это не стрела,
    Так растет любовь.
    Прочнее щитов и лат
    У нее крыла выше облаков.

    На самом деле я, читая, не могла понять, почему именно личность Бонхёффера так выделена, почему именно он стал святым мучеником. Если он и был лидером, то скрытым. Активных действий в Сопротивлении он особо не принимал, хотя и участвовал в нескольких заговорах. А священников погибло, вероятно, великое множество. Но сочетание этих качеств в нем, плюс то, что Гитлер лично в свои последние дни приказал расправиться с ним, плюс то, что он опубликовал несколько книг и отчаянно пытался проповедовать любовь во время, для неё не предназначенное - всё в целом составило его образ. На фотографиях это обычный лысеющий полный мужчина в очках, но по тому, что он делал, он представляется античным героем.
    Придется сказать, что личность героя улучшает повествование, потому что само по себе оно идет вяло, лениво, с большим количеством цитирования, затянуто и не везде хорошо переведено. Большинство моментов я бы сократила, потому что стороннему читателю не нужно столько подробностей разговоров и переписок. В плюс скажу, что, помимо личности Бонхёффера, автор углубился в историю Третьего Рейха и дал нужные исторические пояснения происходящему.

    Я могла бы потратить пятнадцать минут
    И казнить прокурора и палача
    Но не заставляй меня в этом тонуть,
    Я не хочу об этом молчать.

    Одними из самых динамичных глав для меня были главы, посвященные антигитлеровскому заговору и неудавшимся покушениям. Но что меня поражало - так это то, что все эти люди так долго топтались со своим заговором - аж до 1944 года! Миллионы людей уже погибли, война шла к концу, а они только решили, что пора разобраться с Гитлером. Учитывая, сколько у них было неудавшихся попыток - возможности были и раньше, но они всё ждали чьего-то одобрения. То, что сам Гитлер решил казнить своих врагов в апреле 1945-го - тоже удивительно, но он психопат, что с него взять. Из последнего путешествия Бонхёффера и других узников - через разные города и тюрьмы, с ломающимися автомобилями и добрыми людьми в окрестных деревнях - можно было бы сделать отдельную книгу. Более того, если бы я писала книгу по этой истории, я бы именно это путешествие и сделала бы сквозной линией, остальное дала бы во флэшбеках.

    Знаешь ли ты о том, как
    грань становится тонкой,
    где принято ненавидеть и обвинять?
    Знаешь, на что похожи
    эти же, но без кожи,
    спас ли ты хоть кого-нибудь из огня?

    Что меня выморозило больше всего - так это "вопросы для обсуждения" после книги. Во-первых, она и без них была самодостаточна. Во-вторых, они напоминают вопросы после текста в учебнике. В-третьих, они слишком сша-центричны.


    • На следующий день после поджога Рейхстага вышел декрет, приостанавливающий действие немецкой конституции, которая гарантировала личные свободы. Демократическая республика превратилась в диктатуру. Помимо всего прочего, этот декрет предполагал «отказ… от свободного выражения своего мнения, в том числе от свободы прессы, от права создавать партии и организации, нарушение тайны почтовых, телеграфных и телефонных сообщений» – и он стал законом прежде, чем граждане успели опомниться!

    Представьте такой же сценарий в США XXI века. Удалось бы злоумышленникам осуществить его? Нашлись бы люди, которые тут же выступили бы вперед и воспротивились подобному декрету? Кто эти люди? Присоединились бы вы к ним? Насколько далеко вы решились бы зайти и как упорно боролись бы за сохранение свобод, гарантированных конституцией США?

    Я не понимаю смысла в этих вопросах, хотя сами по себе они, в принципе-то, разумные, но мне кажется, читающий эту книгу достаточно развит, чтобы самостоятельно задать их себе.


    Представьте себе, что какая-то этническая группа, к которой вы не принадлежите, стала мишенью подобных дискриминационных действий правительства. Как бы вы реагировали? Попытались бы бороться? Какого рода действия вы бы предприняли, если б решили принять участие в сопротивлении? Если бы вы выступили в защиту другой этнической группы, стали бы вы бороться за нее столь же упорно, как за собственную этническую группу или расу?

    Я туда не поднимаю глаза --
    Там стоят свидетели тишины.
    Я не знаю, что им сказать.

    Если честно, я задумалась над тем, что люди всячески пытаются перетянуть Бога на свою сторону, но на чьей стороне находится сам Бог - не знает никто, хотя Дитрих Бонхёффер был уверен, что - на его.

    В оформлении использованы песни Екатерины Гопенко (группа "Немного Нервно") - "Свидетели тишины" и "Мировая печаль"

    12
    162