Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Дитрих Бонхеффер. Праведник мира против Третьего Рейха. Пастор, мученик, пророк, заговорщик

Эрик Метаксас

  • Аватар пользователя
    Аноним31 мая 2019 г.

    Книга Эрика Метаксаса «Дитрих Бонхёффер. Праведник мира против Третьего Рейха» дает читателю взглянуть совершенно с другой стороны на много раз описанную и в художественных и в документальных книгах историю Второй Мировой Войны. Достаточно много написано о том, как страшно Вторая Мировая искалечила судьбы миллионов граждан Советского Союза, есть книги об участии в войне союзников, о зверствах фашистов над евреями. Но эта книга говорит с нами от имени человека, который сам будучи немцем, был не согласен с политикой Гитлера и активно ему противостоял. Особое внимание стоит обратить на то, что Дитрих Бонхёффер был христианином. В Германии христианство всегда занимало сильные позиции, именно в Германии Мартин Лютер написал свои 95 тезисов, что стало основой развития протестантизма, как ещё одной ветви христианства.
    Поэтому не очень понятно, как так случилось, что немецкие христиане, уже имеющие опыт борьбы с беззаконием власти, при появлении Гитлера тут же со всем согласились, и Ветхий Завет чуть не выкинули, и больных и немощных своих отдавали на уничтожение, и много другого странного одобряли. Из книги Метаксаса узнаём, что на самом деле было огромное сопротивление Гитлеру и его соратникам, как среди военных, так и среди христианских деятелей. На Гитлера пытались совершать покушения, последнее из которых было бы удачным, но Гитлер чудом выжил. Именно в причастности к этому покушению и обвинили Дитриха Бонхёффера, он был повешен в лагере Флоссенбург за две недели до конца войны.
    На самом деле я не совсем поняла, каким именно образом был Бонхёффер вовлечен в этот заговор. Он был знаком с большинством участников, с кем-то даже состоял в родственных связях. Работал на абвер, немецкую военную разведку, а на самом деле перевозил деньги, помогал евреям бежать из германии, вывозил бумаги, где были задокументированы зверства нацистов. Он поддерживал связь с христианами других стран и ободрял христиан немецких, которые наконец-то увидели Гитлера в его истинном свете. Также Бонхёффер пытался с богословских позиций обосновать необходимость действовать, а не молча терпеть и соглашаться. Но какую именно конкретную роль Бонхёффер играл в заговоре, я из этой книги не поняла.
    Я склоняюсь к мнению, что он был повешен как враг режима, за многочисленные попытки открыть глаза народу Германии на антихристианский и античеловеческий характер гитлеровской власти. Германия проходила тяжёлый период своей истории: падение монархии, первая мировая, тяжёлое поражение и невыносимые как экономически, так и морально условия Версальского договора, затем Веймарская республика. В результате этого приход Гитлера к власти рассматривался большинством населения как безусловное благо. Эрик Метаксас часто упоминает, что Бонхёффер как ветхозаветный пророк Иеремия изрекал Слово Божье, но не был принят своими же соплеменниками. Гитлер занял пост канцлера Германии, народ ликует, видя в нем настоящего вождя, а Бонхёффер пишет свою рочь «О вождизме», в которой указывает, что любой глава государства должен подчиняться Богу, а не самому себе.
    На самом деле у меня с христианством сложные отношения, одно время я много общалась с современными протестантами-неопятидесятниками, моя мама часто заглядывает в православную церковь, а муж верит больше на бытовом уровне, в свечки, крестики, крашеные яйца и святую воду. Сама я скорее агностик и меня больше тянет к восточным или языческим религиозным практикам. Но Библию читала, даже изучала с точки зрения неопятидесятнического богословия, поэтому обилием библейских цитат меня трудно испугать. Возможно, читателю совсем далекому от интереса к христианской религии, всё это бы показалось нудным.
    Насколько я понимаю, сам автор книги - верующий христианин. Я подозреваю, если бы книга писалась не для широкой аудитории, а для христианского мира, то этих цитат было бы ещё больше. Не очень понравилось, что автор много раз повторяет одно и то же. Я согласна с выражением, что «Повторение — мать учения», но я иногда чувствовала себя на уроке в библейской школе.
    Пересказывать истории из детства и времени ученичества, а Дитрих учился на богослова, не буду, их в книге достаточно. О путешествиях Дитриха по Европе и Америке тоже сказано много. Возможно, именно там молодой пастор и приобрел свои широкие взгляды на мир, что заставило его присоединиться к экуменическому движению, это привело к созданию Исповеднической Церкви, которая должна была противостать Церкви Немецких Христиан, полностью подчинённой нацистам.
    В самом начале книги я думала, что мне будет ужасно скучно. Коктейль из не самых любимых тем: война, христианство, немцы. Но я решила отнестись к этой книге как к историческому документу, в процессе знакомства с которым я узнаю много нового. Так и вышло, книга эта не для тех, кто хочет легкого чтения перед сном. Я не раз обращалась к Гуглу, потому что имена: фон Штауффенберг, Рейнхард Гейндрих, Ялмар Шахт и многие другие мне не говорили вообще ни о чем. Я вообще, буду честна сама с собой, слабо разбираюсь в истории, поэтому ценю любую возможность восполнить эту прореху в своём образовании. Думаю, даже те, кто интересуется историей Третьего Рейха, посмотрят под новым углом на знакомые события. Слог книги показался мне тяжеловатым, не столько из-за библейских цитат, сколько из-за вырезок из писем Дитриха Бонхёффера разным людям и отрывкам из его сочинений, которые читатьпо-диагонали не получится, но если это воспринимать как документ, проблем не будет, а белые пятна в изучении истории превратятся в новый континент.

    3
    92