Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Дитрих Бонхеффер. Праведник мира против Третьего Рейха. Пастор, мученик, пророк, заговорщик

Эрик Метаксас

  • Аватар пользователя
    Аноним28 мая 2019 г.

    Охваченный Богом.

    Не знаю, будут ли среди читателей книги признания, подобные моему: я впервые услышала имя Дитриха Бонхёффера. Практически в каждом более-менее крупном городе я встречаю улицы Карла Либкнехта и Розы Люксембург - чаще парами, пролегающими параллельно (в моём родном Донецке они тоже имеются), о Марксе и Энгельсе даже не говорю (кто ж их не знает?), а с Бонхёффером познакомилась впервые. Я рада этому знакомству и осталась им довольна.

    Возможность познакомиться со счастливой семьёй - редкостный случай.
    На примере семьи Бонхёфферов Эрик Метаксас показал читателям это чудо с подлинным ощущением благополучия, взаимопонимания, уважения, семейство, "чья упорядоченная жизнь катилась из недели в неделю, из месяца в месяц, из года в год, с музыкальными вечерами по субботам, со множеством дней рождения и прочих праздников".
    Читателю становится понятным, откуда у Дитриха появились способности к независимому мышлению с твердым пониманием собственной богословской позиции, которая определилась уже в возрасте 13 лет; откуда умение видеть ценность любой идеи, даже отвергаемой им лично и в то же время видеть изъяны принимаемой системы.


    В семье Бонхёфферов все были приучены думать, прежде чем задавать вопрос или высказывать свое мнение.

    Чем отличается биография, написанная Эриком Метаксасом?

    Во-первых,
    многочисленными подробностями. Автор делает экскурс в историческое прошлое Бонхёффера, исследуя родословную по материнской и отцовской линии чуть ли не до седьмого колена. Мне нравится освещение разносторонних интересов Дитриха, пусть самых незначительных, как, например, интерес к антикварным и комиссионным лавочкам. Однако некоторая информация, не представляющая ценности, казалась попросту лишней - мне совершенно нет дела до времени прибытия поезда на вокзал Барселоны с точностью до минуты (12:55).

    Во-вторых, одновременно с жизненными датами и вехами, заслугами и достижениями, подробной деятельностью героя биографии, автор ненавязчиво, но достаточно основательно знакомит читателя с исторической эпохой страны. Первая мировая война: восторженное "Ура! Война!", с которого она начиналась и апокалипсис поражения, когда рухнуло здание единой Германии; послевоенные брожения: отречение императора, хаос, четырёхмесячная гражданская война, неуклюжесть и несовершенство Веймарской республики... Методично, ступенька за ступенькой, завоёвывают власть наци. Автор раскрывает грязные приёмы Гитлера, обладающего политическим инстинктом и умением выжидать, раздавая противникам желаемые посулы, чтобы потом от них отказаться. Эрику Метаксасу удалось подробно и точно охарактеризовать становление Третьего рейха, изобразить беспощадность национал-социалистического государства, в котором не нашлось места не только евреям, коммунистам, инакомыслящим, но было отказано в праве на жизнь больным и слабым.

    В-третьих, теология, богословие настолько прочно вплетено в биографию Бонхёффера, что книгу можно рекомендовать, как труд, проповедующий определённую христианскую позицию:

    • национальная Церковь не может быть христианской (вопрос стоит: христианство или германизм?)
    • неприятие, опровержение "Арийского параграфа" - идеи "немецких христиан" об "иерархии творения"
    • об апостольском призвании и цене ученичества
    • о главном призвании Христа - не о победе, но о покорности Богу, куда бы Он ни вел.

      В-четвёртых, автору удалось написать биографию такой неординарной личности, чей образ, жизненные взгляды, богословское учение, принципиальность и дальновидность вызывают восхищение и уважение, но при этом не высказывать своего личного отношения к фигуре Дитриха Бонхёффера, о нём можно только догадываться. Беспристрастность и нейтралитет занимаемой позиции - важная составляющая добротной биографии. Читатель сам решает, кем станет для него герой этой повести - просто известной исторической личностью или образцом для подражания - примером христианского мученика, великого гуманиста...

      Как бы ни была хороша написанная Эриком Метаксасом биография, о недостатках тоже хочется сказать. Мне понравилась линейность жизнеописания, но иногда она выглядела условной. История идёт с частым заглядыванием наперёд, описываемое же время двигается по принципу: шаг вперёд, два шага назад. Автор слишком долго топчется на одной ступеньке, постоянно оглядываясь и повторяясь. Этот метод хорош для запоминания изложенного материала, от многократных повторений информация выглядит знакомой, иногда даже сомневалась, а не перелистнулась ли книга случайно на несколько страниц назад? По этой причине биография показалась затянутой, возникало желание урезать её на пару сотен страниц.


    В самом жизнеописании смущала тема службы в абвере, этот "многослойный обман" с тройным дном мало согласуется с честным и богопослушным пасторским образом, возникают сомнения в этичности такого пути, удивляют утверждения: "узник давно уже разработал целую богословскую концепцию, позволявшую ему без зазрения совести лгать" или "человек, чья преданность Богу позволяла и даже требовала обманывать сплотившиеся против Него злые силы".

    Заключение.
    Образ Дитриха Бонхёффера - высокоинтеллектуального, художественно одарённого, терпимого к чужим противоположным мировоззрениям или недостаткам, имеющего чёткую жизненную позицию, истинно верующего человека - это тот образ, с которого хочется брать пример. Его умение разъяснить обычным прихожанам самые сложные богословские идеи, не делая скидок на недостаточную образованность, возраст или интеллект, его христианские взгляды и убеждения заслуживают внимания и уважения. Для меня эта способность (хочется написать: талант) настолько важна, что во время чтения несколько раз чувствовала, как моя душа рвётся на проповедь.

    58
    518