Рецензия на книгу
Дитрих Бонхеффер. Праведник мира против Третьего Рейха. Пастор, мученик, пророк, заговорщик
Эрик Метаксас
Аноним28 мая 2019 г.Охваченный Богом.
Не знаю, будут ли среди читателей книги признания, подобные моему: я впервые услышала имя Дитриха Бонхёффера. Практически в каждом более-менее крупном городе я встречаю улицы Карла Либкнехта и Розы Люксембург - чаще парами, пролегающими параллельно (в моём родном Донецке они тоже имеются), о Марксе и Энгельсе даже не говорю (кто ж их не знает?), а с Бонхёффером познакомилась впервые. Я рада этому знакомству и осталась им довольна.
Возможность познакомиться со счастливой семьёй - редкостный случай.
На примере семьи Бонхёфферов Эрик Метаксас показал читателям это чудо с подлинным ощущением благополучия, взаимопонимания, уважения, семейство, "чья упорядоченная жизнь катилась из недели в неделю, из месяца в месяц, из года в год, с музыкальными вечерами по субботам, со множеством дней рождения и прочих праздников".
Читателю становится понятным, откуда у Дитриха появились способности к независимому мышлению с твердым пониманием собственной богословской позиции, которая определилась уже в возрасте 13 лет; откуда умение видеть ценность любой идеи, даже отвергаемой им лично и в то же время видеть изъяны принимаемой системы.
В семье Бонхёфферов все были приучены думать, прежде чем задавать вопрос или высказывать свое мнение.Чем отличается биография, написанная Эриком Метаксасом?
Во-первых, многочисленными подробностями. Автор делает экскурс в историческое прошлое Бонхёффера, исследуя родословную по материнской и отцовской линии чуть ли не до седьмого колена. Мне нравится освещение разносторонних интересов Дитриха, пусть самых незначительных, как, например, интерес к антикварным и комиссионным лавочкам. Однако некоторая информация, не представляющая ценности, казалась попросту лишней - мне совершенно нет дела до времени прибытия поезда на вокзал Барселоны с точностью до минуты (12:55).Во-вторых, одновременно с жизненными датами и вехами, заслугами и достижениями, подробной деятельностью героя биографии, автор ненавязчиво, но достаточно основательно знакомит читателя с исторической эпохой страны. Первая мировая война: восторженное "Ура! Война!", с которого она начиналась и апокалипсис поражения, когда рухнуло здание единой Германии; послевоенные брожения: отречение императора, хаос, четырёхмесячная гражданская война, неуклюжесть и несовершенство Веймарской республики... Методично, ступенька за ступенькой, завоёвывают власть наци. Автор раскрывает грязные приёмы Гитлера, обладающего политическим инстинктом и умением выжидать, раздавая противникам желаемые посулы, чтобы потом от них отказаться. Эрику Метаксасу удалось подробно и точно охарактеризовать становление Третьего рейха, изобразить беспощадность национал-социалистического государства, в котором не нашлось места не только евреям, коммунистам, инакомыслящим, но было отказано в праве на жизнь больным и слабым.
В-третьих, теология, богословие настолько прочно вплетено в биографию Бонхёффера, что книгу можно рекомендовать, как труд, проповедующий определённую христианскую позицию:
- национальная Церковь не может быть христианской (вопрос стоит: христианство или германизм?)
- неприятие, опровержение "Арийского параграфа" - идеи "немецких христиан" об "иерархии творения"
- об апостольском призвании и цене ученичества
- о главном призвании Христа - не о победе, но о покорности Богу, куда бы Он ни вел.
В-четвёртых, автору удалось написать биографию такой неординарной личности, чей образ, жизненные взгляды, богословское учение, принципиальность и дальновидность вызывают восхищение и уважение, но при этом не высказывать своего личного отношения к фигуре Дитриха Бонхёффера, о нём можно только догадываться. Беспристрастность и нейтралитет занимаемой позиции - важная составляющая добротной биографии. Читатель сам решает, кем станет для него герой этой повести - просто известной исторической личностью или образцом для подражания - примером христианского мученика, великого гуманиста...
Как бы ни была хороша написанная Эриком Метаксасом биография, о недостатках тоже хочется сказать. Мне понравилась линейность жизнеописания, но иногда она выглядела условной. История идёт с частым заглядыванием наперёд, описываемое же время двигается по принципу: шаг вперёд, два шага назад. Автор слишком долго топчется на одной ступеньке, постоянно оглядываясь и повторяясь. Этот метод хорош для запоминания изложенного материала, от многократных повторений информация выглядит знакомой, иногда даже сомневалась, а не перелистнулась ли книга случайно на несколько страниц назад? По этой причине биография показалась затянутой, возникало желание урезать её на пару сотен страниц.
В самом жизнеописании смущала тема службы в абвере, этот "многослойный обман" с тройным дном мало согласуется с честным и богопослушным пасторским образом, возникают сомнения в этичности такого пути, удивляют утверждения: "узник давно уже разработал целую богословскую концепцию, позволявшую ему без зазрения совести лгать" или "человек, чья преданность Богу позволяла и даже требовала обманывать сплотившиеся против Него злые силы".Заключение.
Образ Дитриха Бонхёффера - высокоинтеллектуального, художественно одарённого, терпимого к чужим противоположным мировоззрениям или недостаткам, имеющего чёткую жизненную позицию, истинно верующего человека - это тот образ, с которого хочется брать пример. Его умение разъяснить обычным прихожанам самые сложные богословские идеи, не делая скидок на недостаточную образованность, возраст или интеллект, его христианские взгляды и убеждения заслуживают внимания и уважения. Для меня эта способность (хочется написать: талант) настолько важна, что во время чтения несколько раз чувствовала, как моя душа рвётся на проповедь.58518