Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Jo confesso

Jaume Cabré

  • Аватар пользователя
    Аноним25 мая 2019 г.

    Эта книга заслуживает отзыва столь же витиеватого и прекрасного, как она сама. Но, боюсь, у меня не получится собрать в один связный текст и выстроить в логическую прямую тот лабиринт, который она собой представляет. Хотя это даже не лабиринт, а скорее кубик Рубика, который на протяжении 700 страниц тебе приходится собирать. Кубик, где на каждой грани одновременно присутствуют фрагменты разных эпох, а разделенные веками исторические и вымышленные персонажи ведут между собой диалог. Где время и европейская история сосредоточились в одном месте, в памяти одного человека, в одной скрипке, которая одновременно служит источником бед и эстетических наслаждений.

    В основе романа – большая маленькая жизнь Адриа Ардевола, полиглота и в целом интеллектуально одаренного барселонца, который в романе одновременно «я» и «Адриа», в третьем лице. Об эту смену ракурсов сначала тоже спотыкаешься, также как и об тысячу культурно-исторических отсылок, норовящих увести тебя в сторону. Далее, в число главных персонажей романа, безусловно, входит и скрипка работы Сториони с долгой, темной, почти детективной историей. Вместе со скрипкой в жизнь Адриа проникают истории людей, через руки которых она прошла, и мест, оставивших на ней свой след. Эти истории, начавшись с времен расцвета Инквизиции, тянутся до наших дней и во многом повторяют одна другую. Меняются имена судей и палачей, орудия пыток, но само зло, творящееся во имя «великих» идей, никуда не исчезает. По сути - это роман взросления не только одного человека, но и цивилизации, которая так и не повзрослела.

    То, о чем здесь пишет Кабре – о попытках разобраться в природе и эволюции зла, о роли искусства в жизни, о вечном стремлении человека к обладанию, о случайности и предопределенности, о любви, ошибках, о том, что никто не застрахован, что все это уже было, что история ходит по кругу – все это, безусловно, интересно, но лучшая часть книги все же не ее «контент», а то, как она написана. Ее нужно созерцать, не знаю как по-другому. Кабре не облегчает жизнь читателю, не указывает по сто раз на одной странице, в какую сторону нужно смотреть. Но и чересчур сложным этот роман не является. При всей своей кажущейся хаотичности текст не позволяет заблудиться окончательно, расставляя тут и там маячки, которые в итоге все равно выведут внимательного читателя на главную дорогу.

    Это книга на любителя. Я с ней отдохнула, несмотря на такую загруженность текста. Гораздо больше я устаю от книг, в которых по ходу чтения приходится постоянно подгонять автора, пробуксовывающего на какой-нибудь очевидности.

    18
    1K