Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Реликт

Линкольн Чайлд, Дуглас Престон

  • Аватар пользователя
    Аноним22 мая 2019 г.

    Люди, ходите в музеи, там ужасно интересно!

    Вся дезинфекция мира не способна заглушить запаха смерти.

    А излишняя ярморочность очень даже способна. К счастью.

    "Никогда не говори никогда"- пожала я плечами и приступила к чтению "Реликта", принадлежащего к жанру современных ужастиков, коих не собиралась брать в руки никогда. Ну и что? 600 страниц в ридере были проглочены практически за одну ночь. И это главное достоинство книги - от неё просто невозможно оторваться, до того она захватывающая.

    Повествование выстроено строго по классическим канонам идеальной книги ужасов: небольшая завязка, повествующая о событиях семилетней давности вокруг ящиков с реликтами из джунглей Амазонки, пара чудовищных убийств, и вот мы уже в самом сердце Нью-Йорка 90-х годов, в Музее естественной истории, где будет разворачиваться основное действие. Снова пара жутких убийств, чтобы связать прошлое и настоящее, а далее события несутся со скоростью света. Разбираться с музейными убийствами поручено лейтенанту полиции Винсенту д’ Агосте. Вскоре к нему присоединяется специальный агент ФБР Алоизий Пендергаст, являющийся главным героем всех последующих книг цикла. Кстати, заметьте, какие звучные имена! Где-то на ЛЛ недавно была как раз статья про то, что успех книг во многом зависит именно от этого. Задумаешься тут, а ведь и правда... Но я отвлеклась. К расследованию негласно подключается профессор Фрок и его аспирантка Марго, а также вездесущий журналист Смитбек. В результате читатель на весьма ограниченном пространстве музея имеет сразу несколько линий повествования, которые текут параллельно, что увеличивает напряжение. Под конец истории чередование этих линий будет происходить с такой бешеной скоростью, что азарт погони, та смесь ужаса и желания выжить будут почти физически невыносимы. Ну, прекрасно же.

    Теперь немного попридираюсь, потому как было и то, что не понравилось. Нет, это вовсе даже не ужасные сцены осмотра изувеченных трупов. В книге очень много киношного, плюс место действия - музей. Поэтому оторванные головы, продырявленные черепа, груды костей, кровь на картинах и прочее воспринимаются весьма отстранённо. Этакое погружение в батискафе: всё видишь, но ничего из происходящего тебя не касается. А не понравились шаблоны, которыми полна книга. Без них она была бы идеальной, а так осталась просто хорошей. Может быть, всё это тоже относится к классическим штрихам жанра, но привлекательности роману не добавляет. Прежде всего, намёки на неудачи именно ими и оборачиваются, нет интриги в вариативности действий. Например, музей должен открыть выставку "Суеверия", в которую вложены огромные деньги. Главные герои опасаются чудовищных событий и они не заставляют себя ждать. Система безопасности надёжна? Да-а, Форт Нокс. И пожалуйста, из-за неё проблемы удесятеряются. На улице ливень? Давайте часть героев загоним в подвалы, где вода может вымыть их в Гудзон. ФБР-овец, руководящий операцией, извиняюсь, козёл - привет, беда! Или вот ещё. Финал книги сделан очень по-киношному. К тому же открытым текстом говорит нам: Продолжение следует. И самый, пожалуй, трогательный штамп: мэр - герой. Как всё в тех же американских фильмах, где президент встаёт и решительным шагом идёт справляться с ситуацией, а все вокруг им любуются: эх, какой у нас президент, не зря за него голосовали!

    Закончу всё же хорошим. Помимо динамики, интересных героев и грамотно продуманного саспенса, понравились ещё два момента. Сам музей, который безусловно является одним из главных героев романа, пусть и неодушевлённых. Интересно описан, представлены некоторые залы с экспонатами, показана кое-какая музейная кухня, архивы, лаборатории, система безопасности, множество закутков, включая подвал, и конечно, сотрудники. Всё это совсем не скучно. И, как водится, страшное в романе немного разбавлено юмором. Самым комичным был, пожалуй, кусочек сцены паники на выставке, когда народ давил друг друга в попытке выбраться на улицу:


    Стол содрогнулся, и рядом со Смитбеком упало огромное блюдо. Крекеры и камамбер полетели во все стороны. Он собрал их со своей рубашки и принялся есть.

    Возможно, не так уж и плохо заедать стрессы деликатесами, учитывая то, что произойдёт со Смитбеком дальше...

    72
    4,8K