Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Шрам

Чайна Мьевиль

  • Аватар пользователя
    Аноним20 мая 2019 г.

    Эксперимент Утера Доула

    Именно так. "Шрам" по-другому можно было назвать "Эксперимент Утера Доула". Этот персонаж является истинным центровым в романе. Единственным главным, а все остальные - побочные, второстепенные. И все события, так или иначе, но вертятся вокруг этого смертоносного человека в сером. Доула называют самым загадочным персонажем. Ну, раздумывать можно над его целями и побуждениями, а вот его роль, его грандиозный план складывается в единое целое, когда читаешь "Коду". По мере чтения романа кем только Доул не представляется:

    • просто сверхкрутой наёмник;
    • слепо служащий рыцарь печального образа;
    • алчный до новых знаний учёный;
    • испугавшийся громадной потенциальной власти человек;
    • интриган с мутными помыслами;
    • и даже исследователь культуры Призрачников, подвергшийся, как сталкер, её влиянию, потеряв тем самым всякую определённость, и в панике уцепившийся за мощный вектор в виде маниакально одержимой Любовницы.

    Это первый набор возможностей, набор вероятностей. Всё-таки чувствуется почерк Мьевиля. В «Вокзале…» много внимания было уделено Кризисной теории, в которой угадывается реально существующая теория объединения 4-х взаимодействий (к слову, электромагнетизм, ядерные силы и слабое взаимодействие таки удалось объединить, подвести их к общему знаменателю, только гравитация продолжает "стоять особняком").

    В "Шраме" сплошь и рядом отсылки к математической теории вероятностей и квантовой физике. Прослеживается даже конфликт квантовой теории и ОТО (общей теории относительности), когда Беллис, слушая рассуждения Доула, про себя отметила, что Доуловская теория вероятностей противоречит Кризисной теории её бывшего любовника Айзека Гримнебулина.

    Под конец повествования приведённый набор возможностей относительно действий нашего Серого разрешается. Доул собственноручно создал два противоположных, примерно равных по силе полюса: на одном Любовники, одержимые идеей путешествия к Шраму, на другом - Бруколак, Беллис Хладовин, Сайлас Фенек (Саймон Фенч), Хедригалл и Флорин Сак.

    Утер Доул ПОДБРОСИЛ МОНЕТКУ. Только "монеткой" стал целый город-государство, Армада. Бедный наивный трёхсотлетний Бруколак, полагавший Доула испуганным мазохистом. Мог ли он предположить, что является всего лишь кусочком экспериментального материала в руках.... гениального учёного и стратега? Безумца? Уж не Призрачника ли? Сочувствия, морали и сострадания в Доуле меньше, чем в кровососе Бруколаке, а силы и могущества, наоборот, больше. Совершенно неизвестно, в каких обломках культуры Призрачников Доул побывал, что он там обнаружил, каким воздействиям мог подвергнуться, и как это его изменило.

    Ясно одно - Армада стала для Утера Доула площадкой для грандиозного эксперимента с вероятностями. Помните, как он взбесился, узнав, каким образом Кробюзонский флот нашёл Армаду. Только не за людей он переживал. Доула разозлило, что Фенек своими действиями привлёк внешнюю силу, тем самым нарушив ЧИСТОТУ эксперимента.

    А в чём суть подброшенной "монетки"?

    Сначала война с внешним противником (Кробюзонский флот), потом Гражданская война, победа идеалистов, обещания светлого будущего, но чем ближе к этому будущему, тем страшнее и тоскливее делается. Вам это ничего не напоминает? Вот-вот, именно то самое, уж нам ли, жителям России, да не узнать этот сценарий. Опять видится почерк левака и троцкиста Мьевиля (ха-ха)!

    Доул на одну чашу весов положил здравомыслие, практичность и традиции, на другую - идеализм, в котором великие достижения как всегда сопряжены с великим риском. Экспериментатор чётко знал, когда нужна корректировка условий (Беллис дать очередной намёк, сцепиться в рукопашной с Бруколаком, вызвать из альтернативной реальности полупомешанного Хедригалла), а когда нужно стоять в стороне и просто наблюдать (Доул поворачивается к Любовнице, как верный слуга, ожидая приказа). Неслучайно Утер Доул выбрал именно Армаду, с её относительно слабым социальным расслоением, постоянной движухой и разбойничьем духом свободы.

    И вот здесь остаётся открытым второй набор возможностей. Зачем? Для чего Утер Доул провёл этот великолепный и жуткий опыт? Хотел понять, как взаимодействуют случайности и воля? Выяснял, какой из полюсов пересилит? Ещё что-то изучал в рамках теории вероятностей? Или просто так, с детским любопытством подбросил монетку, гадая, что же выпадет - орёл или решка? Сие автор оставляет на думу читателям.

    Таков стержень романа "Шрам". Всё остальное - красивое обрамление к нему. Но чертовски красивое. Армаду описывать вкратце нет смысла - об этом нужно читать. Якобы главный персонаж, Беллис Хладовин, увы, ни разу таковым не является на деле. Скучный усреднённый образ типичной англичанки конца 19-ого века, в котором читателю так и не доведётся хоть за что-то зацепиться. Разве только за то, что Беллис побила все рекорды по попаданию под чужое манипулирование. Бедолага к концу романа сама это осознаёт.

    Если "Вокзал потерянных снов" можно назвать фантастическо-мистическим триллером, то "Шрам" - это социальная философия, завёрнутая в обёртку приключенческого романа и даже немножко психоделики (особенно ближе к концу, события в Скрытом океане).

    11
    859