Рецензия на книгу
"Иметь" или "быть"
Эрих Фромм
Аноним12 мая 2019 г.Восприятие мира автора сложно принимать
В нашей современной и суетливой жизни потребителя мы перестали "быть" кем-то, а становимся "обладателями" чего-то. Наш язык так же трансформировался, из-за чего мы говорим "я знаю", а не "я осведомлен". Мы постоянно тянемся к обладанию не только вещей, но и многих понятий, черт, но при этом отстраняем свое Я.
Эриха Фромма беспокоила эта проблема на самых различных уровнях, начиная от уровня семейных взаимоотношений, в которых члены семьи являются лишь предметом обладания; на уровне любовных отношений людей, когда говорят "у меня есть девушка", а не "я являюсь занятым парнем"; на уровне взаимоотношений работодателя и подчиненного, в которых рабочий является лишь очередной деталью механизма; на уровне отношения человека к самому себе.
Эрих Фромм приводил примеры из буддизма и раннено христианства, а именно то, что на вопрос "кто ты?" Мы перечисляем лишь то, чем мы обладаем, а не то, чем являемся. Он так же поведал занимательную теорию о том, что первородный грех заключается не в надкусанном Евой запретном плоде, а в том, что во время суда ни Ева, ни Адам не желали взять на себя вину, во имя спасения своей любви.
И я был в восторге от слов Эриха Фромма, я зачитывался его тезисами, обсуждениями, мыслями, примерами, и с большим удовольствием порекомендовал бы вам эту книгу, но тут Остапа понесло.
Последнюю треть книги Эрих Фромм выступает от лица всеспасителя и мессии, называя себя экзистенциальным гуманистом (да простите за такую формулировку). Он начинает трактовать настолько примитивно либеральные мысли, что невольно подступает чувство испанского стыда. Он обвиняет бюрократию в том, что во имя следования законов и правил люди теряют гуманность, но приводит аргументы настолько абсурдные и отдаленные от реальности, перескакивающие от общего к частному, что они были бы актуальны во времена Маркса.
Теории о мировом сговоре всеобъемлющего патриархата, о сговоре мировых лидеров, о том, что человека умышленно превращают в дойную корову, вырабатывая в нём привычку потреблять, не учитывая того, что это может быть добровольным выбором человека. Не учитывая того, что устоявшиеся рамки организованы в ходе естественного процесса.
Даже аргумент Фрейда о конфликте половженщины завидуют мужчинам, потому что у них нет члена, а мужчины боятся того, что их кастрируют
трактуется и осуждается именно на буквальном уровне гениталий.
Эрих Фромм очень удачно подбирал аргументы, огибая неудобные подводные камни. Приводил ранние мысли философа, опуская то, что этот философ в последствии от этих же слов отказался. Уповал на угнетенный рабочий класс Маркса, при этом не беря во внимания ограничения и лишения, на которые шли остальные классы для того, чтобы рабочий класс мог существовать. Для этого достаточно оценить уровень взаимоотношения классов в общем.
Да, я не отрицаю, что руководящая верхушка ведет активную пропаганду, что в мире руководит коррупция, но вставлю свое неизменное НО. Эту верхушку выбирает народ. Текущий режим работает и процветает, потому что он устраивает народ. Можно смотивировать народ на восстание и революцию, но что потом? А на месте разберемся.
Мне нравилось читать эту книгу, вплоть до этой последней трети. В конце я откровенно заставлял себя её читать. Возможно Эрих Фромм и прав в своих идеях, мыслях и рассуждениях. Возможно его реалии актуальны для запада, а не для стран, переживших социализм. Но его мысли звучат настолько по-ребячески наивно, что моё уважение к его персоне снижалось с каждым новым тезисом.
А что до вас, решайте сами. Быть может вам эта книга целиком понравится больше, чем мне, но точно порекомендую прочесть первую часть, а именно жизненное отношениечеловек - обладание имуществом.
22,3K