Рецензия на книгу
Теллурия
Владимир Сорокин
Аноним3 мая 2019 г.В конце прошлой недели все крупнейшие СМИ страны рассказали о том, что в Государственную Думу был внесён проект закона, который вводит уголовную ответственность за пропаганду сепаратизма или высказывания, ставящие под сомнение территориальную целостность Российской Федерации. Авторы инициативы, члены «Единой России» Антон Романов и Евгений Фёдоров, наверняка образованные и интеллигентные люди, скорее всего ещё не успели прочесть новый роман одиозного писателя Владимира Сорокина, но если они сделают это, то обязательно найдут не менее 50 причин (по количеству глав книги), чтобы посадить Сорокина минимум на три года.
«Теллурия» — это роман о сверхидее новой России. Самая большая в мире страна к следующему веку распадётся на несколько независимых образований: Московия — на две трети заселённая рабочими китайцами и Подмосква — на три четверти, Рязанское княжество, Уральская Республика, богатейшая Теллурия и др. В каждом государстве свои порядки, преступники и мученики. Страницы романа полны отчаянных просьб абажурных активистов о помощи в борьбе с «правящей кликой», они перемешаны с главами о неформальном отдыхе бояр, партийной номенклатуры и высоких чиновников — те с комфортом путешествуют по миру, пьют шампанское, спят с красивыми женщинами, обсуждают хорошее довоенное кино.
Сбылась мечта Руссо: человечество, пережив длительные и тяжёлые войны, отправилось назад к природе. Детей ставят на горох за слово «интернет», все провинциальное население занято натуральным хозяйством, на ярмарки и рынки добирается на «самоходах», работающих на картофельной пульпе, которая оставляет сладковатый запах разложившейся органики. Илья Ильич, один из самых интересных персонажей романа, так видит текущий курс политических преобразований: «Мир стал человеческого размера. Нации обрели себя. Человек перестал быть суммой технологий. Массовое производство доживает последние годы. Люди снова обрели чувство вещи, стали есть здоровую пищу, пересели на лошадей. Мы больше никуда не торопимся. А главное — мы понимаем, что на земле не может быть технологического рая». Интересно, что даже эти шаги на пути к опрощению могут быть для кого-то недостаточными, Сорокин делает на этом специальный акцент. Он заканчивает роман историей, которую можно найти среди эпизодов житийной литературы. Мужик уходит из дома в лес, там выстраивает себе удобное жилище, поклоняется солнышку и роднику (так же в 14 веке поступил и Сергий Радонежский).
В культовом романе Виктора Пелевина «Generation P» главный герой пытается сформулировать русскую национальную идею. Вавилен Татарский, благодаря помощи духа Достоевского, её изобретает, но Пелевин отказывается раскрывать её читателю. А Владимир Сорокин назвал в честь этой стансцендентности книгу.
«Теллур (Tellurium) — химический элемент 16-й группы 5-го периода в периодической системе под номером 52, семейство металлоидов. Хрупкий серебристо-белый металл. Относится к редкоземельным металлам, месторождения самородного теллура чрезвычайно редки, в мире их всего четыре». Теллур обладает удивительным свойством — когда он попадает в организм (это происходит посредством вбивания теллурового гвоздика в голову), человек может осуществить любые, даже самые фантастические желания, любой может приобрести полезные способности, путешествовать и любить: «Вы знаете, в чём мощь теллура. Он возбуждает в мозгу нашем самые сокровенные желания, самые лелеемые мечты. Причём — мечты осознанные, глубокие, выношенные, не просто импульсивные позывы». Теллур необычайно дорог, ведь все мечтают, правда, о разном. Маленькая сирота покупает гвоздик для того, чтобы повидаться с родителями, умершими на последней войне, богатый эпикуреец вбивает теллур и пробует на вкус язык Платона. Как ни странно, но для Сорокина такая возможность — стать счастливым в любой момент — и есть та идея, ради которой будут жить наши потомки.Роман полон характерных для поэтики Сорокина деталей: это и эпизоды несколько извращённого секса, и сатира на власть (когда за привычным образом государственного служащего или президента спрятан физиологический порок, сладострастие), оппозицию (слив так называемого pro-теста) методом реализованной метафоры.
Современных литераторов часто обвиняют в том, что они не умеют писать, что язык Быкова, Пелевина, Лимонова, Сорокина и др. далёк от уровня Льва Толстого или хотя бы Михаила Шолохова. Надо сказать, что условия работы в пространстве мира повсеместного постмодернизма навсегда расширили набор художественных средств, которым писатель может воспользоваться, чтобы его работа выделялась на фоне бесконечного количества других. В «Теллурии» Сорокин чётко формулирует мысль о скором и неминуемом распаде России, а в какой форме — не столь и важно.
51,4K