Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

El laberinto de los espíritus

Carlos Ruiz Zafon

  • Аватар пользователя
    Аноним3 мая 2019 г.

    Четвертая книга из серии «Кладбище забытых книг», о приключениях семьи Семпере и их знакомых и друзей. Предыдущие книги не скажу, чтобы оставили серьезное впечатление, но читать было интересно, как хорошая бульварная литература. Помню первая прочитанная книга Сафона – «Марина» понравилась несколько больше.
    В этой истории Даниэль Семпере, Давид Мартин и прочие герои предыдущих книг отходят на второй план, история крутится вокруг них, но главное действующее лицо девушка по имени Алисия Грис, она работает в тайном сыске и расследует дело об исчезновении министра Вальса (того самого упыря из «Узника неба»).
    Книга сама по себе не маленькая, толще предыдущих в несколько раз. Скорее всего это заключительная часть в серии призванная закрыть историю, свезти все обломки головоломок в одно цельное, понятное полотно, плохо только что многое уже забылось и удовольствие от чтения получится только тот, кто приступит к чтению уже после публикации всех книг. Хотя это не непременное условие, ибо главные герои во всех четырех книгах разные. И история рассказывается на протяжении что-то около 70-80 лет. Основным стержнем истории является семья Семпере и их друзья, родственники и около того люди.
    Практически во всех книгах есть свой гениальный писатель, тем или иным образом связанный с семьей Семпере. На протяжении всей истории это Хулиан Каракс, Давид Мартин, Виктор Моташ и каждый по утверждению автора гениален до невозможности и способен сочинить такие божественные вещи что вся литература меркнет и лишь до Сервантес может с ними потягаться. Вот эта испаноцентричность, зацикленность на испанской литературе и возвеличивание ее немного бесит. Впрочем, с другой стороны можно такой взгляд уважать, как и любовь к родному городу – Барселоне, где происходят основные события.
    Иногда течение событий, логика отдельных персонажей вызывает недоумение, и нет той веры в происходящее которой очень не хватает для цельности картинки и принятия романа как стоящей литературы. Без этой серьезности вся история выглядит как подростковое чтиво. Вот, например, характеры героев, тут персонажи либо плохие, садисты, баптисты и т.д. либо откровенно позитивные, нет ощущения метущейся души, серых людей, все как будто списаны с романов Жюль Верна или Майн Рида.
    Осталось впечатление что книгу можно было закончить страниц на 100 раньше, не к чему было описывать жизнь и мытарства следующего представителя семьи Семепере – Хулиана. По большому счету они особо не отличались от мытарств его отца и деда. В общем некоторая затянутость истории не понравилась. А вот как относится к концепции, когда истории предстает как бы реальной рассказанной самим Хулианом Семпере, который решил написать сагу о своей семье? С этим я еще не определился.
    Из книги в книгу у автора кочуют образы, вещи, атрибуты, которые видное ему кажутся антуражными и создающими атмосферу, а потому автор тулит их во все свои романы – куклы, фигурки ангелов, улицы в тусклом свете фонарей, кладбища, готические здания и т.д.
    В общем скучать по серии я не собираюсь и сомнительно что когда-нибудь сяду перечитывать эту серию, но тем не менее было приятно с ней познакомиться.

    2
    231