Рецензия на книгу
Симулякри і симуляція
Жан Бодріяр
Аноним2 мая 2019 г.Телевидение смотрит вас
Мы живём в мире симулякров. Радикально настроенный нигилист Бодрийяр с упоением обнаруживает подмену реальности во всех привычных сферах существования. Ведь симулякры - это фальшивые знаки, по которым мы ориентируемся в давно не существующей реальности. Симулякр - это копия, у которой нет или не было оригинала. Концепция достаточно хитрая, и мне понадобилось время, чтобы осознать её.
Возьмите фотографию дома, которого больше не существует. Цифровая копия несуществующей реальности в ваших руках. Это - идеальный, чистый симулякр. Бодрийяр идёт дальше, и записывает в симулякры сразу всё: фильмы, политику, экономические кризисы. Люди забыли, как выглядит подлинность, ощущая себя комфортно лишь в мире искусственных знаков-симулякров. Человек боится заглядывать внутрь, ведь может обнаружиться, что знаки уже сплавились в гиперреальность, неотличимую от правды фантазию.
Подмена реального знаками реального не даёт действительности выказать себя. Возьмите религию, которая без необходимых символических действий (ставить свечи) в функционально символических местах (церковь) возле символов святого (иконы) теряет всякий смысл, а понятие бога строго укомплектовано в упаковку из предписанных символов. Знак бога обменивается на смысл этого бога, но это - агония, ницшеанское неверие в изжившую себя концепцию.
Избыточность мира, который перенасыщен знаками, нужно встряхивать, придумывая новые опознавательные системы. Выглядит и звучит довольно мрачно: социальные сети, например, это символический вопль о внимании, о том, что тебе есть до кого-то дело, хотя всем давно ясно, что людям друг на друга наплевать. Чтобы внушить интерес, нужно придумать что-то заново: например, утраченный навык пеших прогулок компенсируется беговой дорожкой.
Власть компенсирует своё исчезание симулякром смерти. Любой искусственно созданный скандал, любая абсурдно начатая война маскируют вопиющую ненужность многих действующих институтов власти. Лишь через искусственное умирание гиблая система может возрождаться в своей немного откорректированной версии, чтобы на издыхании протянуть ещё немного.
Масс-медиа, телевидение, социальные сети. Никого больше нет смысла ни в чем убеждать, это не так эффективно. Что по-настоящему заботит людей - это они сами. Фокус сместился. Теперь не вам нужно обратить внимание на событие. Теперь событие - это вы! Гиперреальная социальность нашего времени уверенно доказывается Бодрийяром из 1981 года.
Спорный момент: СМИ по Бодрийяру нужны лишь для того, чтобы создавать иллюзию событийности, в моей голове это перекликается с известным парадоксом принципа наблюдателя. Если некому смотреть, этого и нет?
О чём еще мечтают СМИ, как не о том, чтобы вызывать событие одним лишь своим присутствием? Такова логика симулякров, это уже не божественное предопределение, это прецессия моделей.Фрэнсис Форд Коппола снимает свой безумный фильм про безумную войну во Вьетнаме так же, как велась эта самая война. Война как bad trip, война, "ставшая кинофильмом прежде, чем он был снят". Бодрийяр не верит в подлинность смысла современных войн, он лишь видит за этим шахматную партию власти, которая за симуляцией события лишь добивается подписания некоторых соглашений. Симулякр войны так же смертоносен, как обычная война, поэтому никто не ощущает различий. А кинематографические образы лишь укрепляют фантазм.
Информация поглощает свой контент. Информация не коммуникативна, она распыляется в инсценировке коммуникации. Не смысл, а инсценировки смысла. (Даже моя письменная попытка понять эту книгу в публичном пространстве инсценирует смысл сейчас. Не могу не думать о том, сколь ироничен автор). Реклама - идеальный и уродливейший пример инсценировки смысла. Форма выражения столь пустая, сколь сиюминутная. Не имеющая прошлого или будущего, поверхностная система знаков, возбуждающая в нас импульсы к несуществующим образам.
Мир по Бодрийяру - это ускоряющаяся имплозия, т.е. взрыв, направленный внутрь. В кольце гиперреальности, в бесконечной усталости от знаков, не имеющих за собой ничего, люди просто принимают то, что есть вокруг, за настоящее. Мне бы хотелось поверить, что этот путь поступательной утраты смысла - лишь переходный этап к новой эре существующих понятий. Но с момента выхода книги прошло почти сорок лет, а мир всё больше становится на коллаж, калейдоскоп клипового мышления, рассредоточенности и упадка. Книга Бодрийяра сложна и читается медленно, она заманивает своими вопросами без ответов. Знаю ли я, что реально? Нет. А вы?
293,7K