Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Северное сияние

Филип Пулман

  • Аватар пользователя
    Аноним29 апреля 2019 г.

    Очень противоречивые и скорее отрицательные впечатления от книги.
    Предыстория. Перед покупкой книг я не читала ни рецензий, ни описания, только послушала лекцию Галины Юзефович о том, что трилогия Пулмана круче "Гарри Поттера".
    Но книги о Поттере хотя бы логичные по возрасту. И подходят как для детей, так и для взрослых. "Тёмные начала" не знаю для какого возраста подходят, потому что детям:
    скучно нединамичное повествование (хотя событий много на единицу текста, но они вялые, не захватывают, потому что прописаны поверхностно);
    невозможно читать придуманные топографические имена, которые не играют никакой роли в повествовании (привет, Толкиен, за это он у меня тоже в немилости, хотя у него это оправдано структурой книги);

    • эмоциональная составляющая книги провалилась;

    а у взрослых слишком много вопросов по поводу логики. Сейчас даже не про то, что непонятно, кто на стороне добра, а кто зла, амбивалентность ка раз понятна и нужна. Здесь полное игнорирование деталей, которые сам и назвал. Например, Лира несколько раз замерзает так, что не может шевелиться, но в следующей сцене это её абсолютно не напрягает (кто-нибудь замерзал когда-нибудь? помните, как больно размораживаться?), и она чувствует себя отлично. Или непроглядный туман, на два метра вперёд ничего не видно, но медведь говорит поглядеть наверх, и девочка может в деталях рассмотреть весь дворец и лепнину на нём. И если выпасть из воздушного шара на лёд, никаких повреждений у тебя не будет и т.п. много раз.
    Ещё безумно смущает в подобных книгах особенность композиции, когда в течение большей части книги происходит неведомая хрень, о которой автор что-то понимает, а ты совсем нет, зато в финале - ключевой диалог, пересказывающий книгу вкратце и дающий ответы на все вопросы. Что Роулинг, что Пулман не дают читателю самому сложить пазл, опираясь на детали, а сначала загнут, а потом рассказывают то, о чём ты никогда в жизни бы сам не догадался.
    Дальше есть спойлеры.
    Тут девочка, которой 12 лет, одарённая, гениально и трезво мыслящая в любой ситуации, бесстрашная и практически лишённая эмоций, которая всё детство жила при колледже как дворовый ребёнок без образования и воспитания, практически самостоятельно отправляется в опасные путешествия, своими авторитетом и мудростью подчиняет себе армию взрослых и умудряется перехитрить учёных людей и не-людей. А весь мир крутится вокруг главной героини и двух враждующих злодеев, которые оказываются её родителями.
    У меня при чтении была одна доминантная мысль: Лира, почему ты не плачешь, когда она уже заплачет, почему на неё ничего эмоционально не действует, почему с ней не случается истерика, почему она продолжает трезво мыслить, она же ребёнок. И в финальной главе она плачет: без мотивов, без подводки, резко начинает и так же бесследно прекращает. Но всё это неважно, потому что она Герой, а герои не сдаются и не чувствуют ничего никогда, вообще никогда, даже если они двенадцатилетние девочки.

    9
    811