Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Sympathizer

Viet Thanh Nguyen

  • Аватар пользователя
    Аноним25 апреля 2019 г.

    Сайгонское время

    Восток и Запад — спросите себя, откуда взялась эта дихотомия? Не навязанное ли это представление? Что мы, вообще, подразумеваем под понятием «Восток»? Обычно эта упаковка для манящей экзотики. Удобный для потребления формат, давно в ходу. Что-то однородное, жаркое, со сложным языком, чудной масскультурой, и вековой мудростью.

    Автор стучится с другой стороны и говорит, посмотрите, что вы делаете? Мы другие. Он сам американец вьетнамского происхождения, что только добавляет градус сложности взаимосвязям.

    Взаимоотношения между народами Юго-Восточной Азии сложны, и эти люди не взаимозаменяемые, разные даже внутри одной страны, несмотря на некоторую общность и переклички культур и религиозных воззрений. Китай это не Корея, и не дай Бог вам назвать вьетнамца, даже по ошибке китайцем. У них есть и Бог и Будда, и куча всего ещё к ним в придачу.

    Про Вьетнам мы чаще всего впервые узнаем, через массовую культуру. «Вьетнамская война» сквозит из любой щели произведений из США. «Вьетнамские флешбеки» свели до уровня мемов и описания ситуации беспорядочного огня в компьютерных играх. Здесь встаёт неудобный, но вопрос, от которого, не куда не деться, если задуматься.

    Почему мы так мало слышим об этом событии с Вьетнамской стороны, где их фильмы, книги, песни. Почему они сами себя не представляют? И даже пачки артефактов изобличающих жесткость американцев и чудовищность произведений идут с запада. Дайте этим людям сказать, от своего имени!

    Эта проблема вскрывает, куда большое пространство. Репрезентация образа того или иного совершенного чуждым ему способом, замещение диалога, легко усваиваемым монологом. Подобные практики просто отучают мыслить сложно, воспринимать мир как систему.

    Произведение касается множества тем и задаёт сложные и жесткие вопросы, себе и читателю. Смотри, говорит, если быть кратким и грубым — Вьетнам был в колониальной зависимости от Франции, в Гарварде, университете мира, придумали напалм, а в фильм об ужасах вьетнамской войны, даже не возьмут играть коренного жителя.

    Люди делали выбор, теряли Родину, смотрели как гибнут их идеалы и близкие, погибали в чудовищных муках сами. Обо всём этом нельзя рассказывать с одной стороны, это преступление.

    Роман также вытаскивает всё это из читателя. Ты читаешь и думаешь, да это просто мерзкая сцена, зачем ты это написал, это вопиющая несправедливость, это интересно, а это смешно, а где же то, что я искал? А это что ещё за мучение на десятки страниц?

    В тоже время текст совершенно не об этом. Он рассказывает трудную историю понимания себя, своей внутренней мудрости, для которой учителем, может стать любой сочувствующий тебе человек.

    Человек, который действительно тебе желает счастья, а не жалеет тебя. Помогает тебе, а не укрепляет твои любимые иллюзии, которые вот-вот лопнут, но последний шаг к пробуждению всегда за тобой.

    5
    476