Рецензия на книгу
Emotionally Weird
Kate Atkinson
Аноним24 апреля 2019 г.Что вы знаете о постмодернизме и метапрозе? Я вот, если честно, практически ничего - кроме того простого факта, что в романе Аткинсон творится что-то несусветное, абсолютно не вписывающееся ни в одну из предопределенных жанровых рамок. Но, согласитесь, это довольно весело.
Итак, у нас есть Эффи. Ее мать ей не мать, ее отец ей не отец, у нее нет тетушек, сестер, золотистых ретриверов и большого семейного седана. У нее есть Нора, живущая на краю земли, и есть истории - реальные, вымышленные, вроде реальные (но по факту вымышленные) и вроде вымышленные (но по факту - такие реальные, что даже не верится). Эффи и Нора заняты тем, что рассказывают эти истории друг другу, сидя на своем затерянном в океане острове Стюартов-Мюрреев. И это первый уровень повествования.
Эффи - студентка университета Данди, специализируется на английской литературе. На семинарах ей рассказывают про суть и смысл литературы как таковой (должно ли повествование отражать окружающий мир и в принципе иметь рамки?), в свободное время она занимается поисками себя, реферата по Джордж Элиот и желтого пса (хотя, это больше к Терри). У нее абсолютно отбитые друзья (впрочем, почти все в романе так или иначе попадают в категорию абсолютно обитых), довольно невменяемый парень ("ошибка транспортера!"), многочисленные странности вокруг и в принципе довольно бурная социальная жизнь (это второй уровень повествования).
У Норы тоже не все в порядке. (Ее мать ей не мать, ее отец ей не отец, ее сестра ей не сестра, продолжать можно до бесконечности). Она рассказывает (неохотно) про прошлое - свое и Эффи. И это третий уровень повествования (или уже даже глубже).
Эффи пишет роман (детективный). Ее мать (которая не Нора) выходит из этого романа и являет собой черт знает что такое. Эффи влюбляется в Фердинанда. По побережью бежит желтый пес. Если вы параноик, это не значит, что за вами не следят.
Резюме: Это прекрасный образец книги-для-вдумчивого-чтения, когда сам текст иногда становится важнее сюжетной линии, хотя она в конце концов тоже неплоха - тут в наличии все приемы, которые я видела у Аткинсон в предыдущих прочитанных книгах - скелеты в родственных шкафах, развенчание всех тайн под занавес, многочисленные отсылки ко всему на свете... Страшно люблю творчество этой потрясающей британской леди. Высший балл.
121K