Рецензия на книгу
The House of the Spirits
Isabel Allende
Аноним16 апреля 2019 г.Много слышала лестных сравнений данной книги с Маркесом, так что начала читать, предвкушая великолепный коктейль из реальности и магиии, увлекательную семейную сагу, однако выяснилось, что ни магии, ни чего-либо увлекательного здесь нет. Во-первых, с самого начала раздражало сумбурное повествование. В хронологии событий легко потеряться, а переход с третьего лица на первое не только сбивал, но и был неоправданным и нелепым, никак по-новому не раскрывал ни события, ни характер рассказчика, зато местами мучительно, по второму кругу пересказывал произошедшее. Также автор, рассказывая об одном событии, могла легко перепрыгнуть в прошлое или будущее, о многих сюжетных поворотах было известно задолго до того, как они случились.
Во-вторых, ничтожно мало для заявленного магического реализма элементов магии. Упоминаются необычного зелёного оттенка волосы у нескольких героинь и какие-то парапсихические способности, которые не играют особой роли. Духи, вынесенные в заглавие романа, не более чем декорация. Они периодически шелестят занавесками и прикрывают совершенно нелогичные моменты. Например, брак Клары и Эстебана Труэба. Клара не любила его, знала, что не сможет полюбить и скорее всего она будет несчастна в этом браке, для которого нет никаких объективных причин и к которому её никто не принуждает. Так зачем? Видимо, на всё воля духов.
В-третьих, оттолкнуло очень много всяких неприятных подробностей, которые автор вставляет по поводу и без так, будто смакует. Количество упоминаний фекалий, процесса дефекации, прочих физиологических жидкостей, перверсий, всякого рода жестокости на некоторых страницах зашкаливает. Есть даже история, посвящённая увлекательной половой жизни собаки Клары.
Персонажи ситуацию совсем не спасали. Они легко гнулись в зависимости от происходящего и за редкими исключениями, когда градус абсурдности поступков зашкаливал и проявлялось раздражение, не вызывали совершенно никакого отклика. Эстебан Труэба то тиран, который в принципе не может принять человека с другими убеждениями, бесчинствует и не гнушается гнобить даже членов своей семьи, то, наоборот, проникается пылкими чувствами к сестре, которую сам выгнал, и детям, которые до этого волновали его меньше, чем насекомые под ногами. Клара — то женщина, которая полностью "не от мира сего", то оказывается, что плотно взаимодействует с вполне материальными сферами жизни. Её дочь, Бланка, большую часть жизни пыталась усидеть на двух стульях: сохранить и положение в обществе, и любовь человека из другого социального класса. Любовь преподносится как то, без чего они оба не проживут, но всё это так растянуто и заполнено метаниями на пустом месте, расставаниями, глупым поведением Бланки, что напоминает бесконечную мыльную оперу. Альба, дочь Бланки, выгодно отличается от своих матушки и бабушки, но её образ скорее идея некой абстрактной борьбы за свободу, самоотверженности и самоотдачи, нежели характер живого человека. Остальные персонажи столь же плоские и картонные, немыслимо скучные.
Читать про жизнь этой семьи было совершенно неинтересно. Многие важные моменты были опущены, многое так и осталось без объяснений. Более или менее с интересом читала лишь последнюю четверть романа, которая посвящена переворотами и становлению диктатуры. Здесь, наконец, прорывается некий накал и надрыв, однако всё разбивается о странный финал, полный недомолвок.
451,4K