Рецензия на книгу
Дом кукол
К. Цетник
Аноним5 августа 2011 г.К.Цетник 135633 (сокращение от немецкого Konzentrationslager, заключенный концлагеря) – псевдоним Иехиэля Динура, польского еврея. Во время войны он провел 2 года в Аушвице, а после освобождения переехал в Израиль. Динур – его израильское имя, настоящее имя не известно. Психиатр Динура после его смерти рассказал, что вроде бы по документам его звали Файнер, но никаких бумаг подтверждающих это не сохранилось.
Когда К.Цетник в 53 году выпустил в Израиле свою книгу «Дом кукол», это было первое художественное произведение о холокосте, до этого никто и ничего писать не решался, на теме холокоста лежала негласная печать молчания. Книгу приняли более чем хорошо, ведь автор сам пережил все ужасы, о которых писал. У кого как не у выжившего есть право облечь в литературную форму то, о чем и думать-то страшно. «Дом кукол» сразу же стал бестселлером и главной книгой о холокосте. Тем не менее, инкогнито автора тщательно оберегалось.
В книге, описываются мытарства 15 летней еврейской девочки Даниэллы – сначала в краковском гетто, а потом в концлагере, где её помещают в «крыло радости» - своего рода публичный дом для немецких солдат. Страх, боль, отчаяние, унижение, пытки, сексуальное рабство и смерть – вот, что ждёт Даниэллу, вот о чем эта книга. Она балансирует на грани с порнографией, дурным вкусом и здравым смыслом. При этом впечатление усиливается из-за ореола таинственности вокруг автора и сомнений в его психическом здоровье и мотивах написания повести. К.Цетник всегда утверждал, что все описанное в «Доме кукол», произошло с его сестрой. Как потом выяснилось, сестры у него не было. Позже он напишет ещё один роман о сексуальном насилии в лагерях, на этот раз над мальчиками и заявит, что всё это произошло с его братом, которого, надо понимать, тоже не было. А даже если бы они и были, то кто в здравом уме смог бы вывалить такие сугубо личные и невероятно страшные душевные переживания на бумагу, да и еще в такой, мягко говоря, спорной форме.
Широкая общественность узнала кто такой К.Цетник только в 61 году на судебном процессе над Эйхманом. Динур проходил как свидетель и давал показания – мужчина средних лет в светлом костюме, перед этим его привели к присяге: «Я клянусь перед лицом Бога, говорить только правду, ничего кроме… и т.д.»:Cудья: Ваше имя
Свидетель: Иехиль Динур
Прокурор: Мистер Динур, вы проживаете в Тель-Авиве, улица Мэггидо, 78 и вы - писатель по профессии?
Свидетель: Да
Прокурор: вы родились в Польше?
Свидетель: Да
Прокуров: Вы автор книг "Саламандра", "Дом Кукол", "Часы над головой" и "Они называли его Пипель"?
Свидетель: Да
Прокурор: Какова причина, мистер Динур, что вы используете в качестве псевдонима комбинацию "КаЦетник"?
Свидетель: Это не псевдоним. Я не считаю себя писателем и создателем литературных материалов. Это хроника планеты Аушвиц. Я провел на ней два года. Даже время там не существовало в том понимании, в каком оно существует здесь, на планете Земля. Каждая ничтожная доля мгновения в этом месте проходила в другом измерении времени. У жителей той планеты не было имен, они не имели родителей и не имели детей. Они не были одеты подобно тому, как одеваются люди здесь, они дышали по иным законам природы. Они не жили по законам здешнего мира и умирали также не по его законам. Их имя - это номер Кацетника ( Konzentrationslager - KZ- Katzetnik). Они кутались...
Прокурор: Вот в это? (показывает арестансткую робу из концлагеря Аушвиц)
Свидетель: Это форма планеты Аушвиц. И я верю, без малейшего сомнения, что я буду носить это имя до тех пор, пока мир не очнется после распятия моего народа, для того, что бы уничтожить зло, так же, как человечество проснулось после распятия одного человека. И я верю, без малейшего сомнения, что так же, как звезды влияют на нашу судьбу, согласно астрологии, планета пепла, Аушвиц, будет противостоять нашей планете Земля, и влиять на неё.
И если я могу стоять сегодня перед вами и связать события на той планете, если я, упавший с той планеты на Землю, могу стоять здесь, сейчас, то я верю, без малейшей тени сомнения, что это лишь только потому, что я поклялся им, там. Они дали мне эту силу. Это клятва была моей защитой, она дала мне необычайную силу, так, что бы я смог, потом, после время Аушвица - после двух лет, в течении которых я был "мусульманином"("мусульманами" в Аушвице называли дистрофиков в последней стации скорее не физического, а психического истощения, первейшых кандидатов "в газ". О "мусульманах" часто упоминал Т. Боровский ),- нарушить её. Из-за нее они оставили меня, они всегда оставляли меня, они обходили меня, и это клятва всегда стояла перед их глазами...
Прокурор: Однако, мистер Динур, позвольте мне задать вам несколько вопросов...
Свидетель (пытается продолжать): Я помню...
Председательсвующий судья: Мистер Динур, будьте любезны прислушаться к словам Прокурора...
Свидетель Динур встает, сходит со свидетельского места, теряет сознание и падает на пол. Свидетель в обмороке.
Председательствующий судья: Я думаю, мы должны прервать заседание. Я не думаю, что мы можем продолжать.
Прокурор: Согласен.
Допрос свидетеля Динура не был вознобнавлен.
Странный прогон о «планете Аушвиц» - «Даже время там не существовало в том понимании, в каком оно существует здесь», а как только дело дошло до конкретных вопросов, он бахнулся в обморок. Что это? Элегантно ушёл от темы, чтоб не замараться ложью перед Богом? Сыграл на публику, на имидж? Или реально с психикой не всё в порядке? Как бы там ни было, после процесса его слава многократно возросла, он стал святым мучеником. В его честь называют литературные премии, а произведения проходят в школах, при этом делая акцент на то, что всё написанное чистая правда.
Интересно, какие круги пошли по мутной глади поп-культуры от брошенного К. Цетником камня. В шестидесятых Израиль захлестнула волна порнографических романов, так называемых «шталагов». Сюжет во всех был практически один и тот же: американский или британский летчик попадает в плен к фашистам, но не просто к фашистам, а к жопасто-грудастым сексуально озабоченным немецким самкам, которые его начинают истязать и насиловать. Писали их израильские евреи, шифровавшиеся под американских авторов, обложки брали с американских приключенческих журналов, типа Men’s story (был в США подобный сорт pulp-литературки), они как нельзя лучше подходили для шталагов. Книжки разлетались как горячие пирожки, израильтяне с упоением мастурбировали на бдсм порно с участием убивцев 6 миллионов себе подобных, а дельцы, во главе с издателем Эзрой Наркисом, видя, как всё удачно складывается, не стеснялись брутализировать материал. Правда после выхода книжки «Я была личной сукой полковника Шульца» всё закончилось - шталаги объявили вне закона.
Другой интересный культурный феномен – кино, чаще всего порнографическое, эксплуатирующее наци тематику, проще говоря «нацисплотейшен», его начали снимать в США в 70-х, как раз после того как «Дом кукол» перевели на английский язык. Потом итальянцы подхватили эстафету. А флагманом всего этого жанра стала знаменитая Ильза «She wolf of the SS» из одноименного фильма Дона Эдмондса, прототипом которой послужила Ильза, главная надзирательница «крыла радости» из «Дома кукол».В Британии появилась музыкальная группа под названием Joy Division, «крыло радости». Ян Кёртис, видимо тоже проникся величием К.Цетника.
Сейчас в Израиле многие люди борются за то, чтобы отменить изучение «Дома кукол» и других произведений Цетника-Динура в рамках школьной программы. Мне лично детей просто жалко, читать такое в 13-15 лет - чистое безумие! Такая литература должна естественным образом отделяться от массовой литературы – очень уж она специфична. Это, кстати, и произошло с Цетником во всем мире кроме Израиля. И тем страннее выглядит судьба, распорядившаяся в стране, пережившей трагедию потери стольких сородичей, памятником этой трагедии назначить психоэротические бредни полубезумного графомана.
P.S. Лично мне книжка понравилась и была интересна и как культурный феномен, и как литературное произведение.
411,8K