Рецензия на книгу
The Winter of the Witch
Кэтрин Арден
Аноним13 апреля 2019 г."Зима ведьмы" - сильномогучая книга, меня ею слегка контузило, три дня после могла читать только нон-фикшн про еду.
Сюжет словами пересказывать невозможно, потому что будет наркоманский бред, один Сергий Радонежский с упырями чего стоит, и пассажи типа "Если когда-нибудь встретишь свою лошадь, расскажи ей, что со мной сталось". И грибы, да. Но в контексте все на месте)
Не успевает Василиса прийти в себя после пожара Москвы, как ее саму настойчиво предлагают сжечь за ведьмовство, чем подают Василисе идею. И она начинает жечь и пепелить еще пуще прежнего.Например,
Вася: - Так, я в ситуации сказки про Финиста-ясна сокола. Как там девица приводила в чувство амнезийного мужика? Она пошла и рыдала, пока мужик не очнулся.
Вася: Ага.
Вася: Ага, щас пойду.
Вася: идет и устраивает с амнезийным мужиком поножовщинуВасилиса наконец-то добирается до Бабы Яги (и, в некотором смысле, сама делается ею), берет в свои руки сверхъестественную политику и путешествует по местам, где время приобретает форму пространства.
Кэтрин Арден собирает собственную мифологию из кусочков славянского фольклора, литературных источников и исторических событий. И делает эту мифологию практически отдельным действующим лицом. События происходят одновременно на "физическом" и символическом планах. Куликовская битва становится только отражением того, что происходит внутри главгероини.
Вообще вот эти путешествия внутри сердца - очень масштабные, и начинают происходить даже с теми героями, которые в предыдущих частях трилогии паслись в сторонке. Если раньше Василисе приходилось разбираться с последствиями собственной (семнадцатилетней-то) бесшабашности, то здесь и ей, и ее союзникам и врагам предстоит попасть в ситуации "за что боролись, на то и напоролись", и столкнуться со своими неявными сторонами. Со всем и всеми происходят метаморфозы. Меняться умудряются даже бессмертные. Всем необходимо решить, какими им быть дальше. (Круто, что Кэтрин Арден знает и другие способы испытания героев на прочность, кроме обрушивания на их головы бесконечных страданий). Вот Василиса, сражавшаяся со страхами, сама радостно становится их источником. Вот Морозко получает то, к чему стремился со своими (как ему казалось) хитроковарными планами. Вот Медведь... не, слишком спойлер. Короче, я добрую половину книги читала в состоянии "какого хрена вы делаете, вы что, совсем?"
Понравилось, как развернулась мистическая природа Василисы. Ведьма - существо двойственное: может помочь, а может и сожрать.
Удивилась, что прописан механизм Запретной ЛюбвиTM между существами из разных миров: в родной среде друг друга у каждого из них просто начинает ехать крыша. Ну, то есть, существуют какие-то объективные проблемы, а не только "папа не велел". Да, романтической составляющей здесь больше, чем в двух предыдущих книгах вместе взятых, и местами мне от этого было некомфортно. Но ситуацию спасли несколько вещей. Во-первых, у Морозко очень интересная собственная арка, во-вторых, для Василисы любофф - настолько вторичная проблема, что она это даже словами думает. В-третьих, все эти, господи, ужас, отношения строятся на максимальной независимости Васи. Вообще для сюжета очень важно то, как Вася отбивается от попыток кого бы то ни было определять ее образ/положение/будущее. Даже если эти попытки прекрасновписались бы в какую-нибудь канонично фэнтезийную схему про борьбу со злом, и никто б не заметил. Где-то тут можно вставить эссе про феминизм здорового человека.
Не очень понравилось, как прописана история про вражду братьев. Мне пришлось снова заглядывать в первую книгу, чтобы вспомнить, чего это они.
В смысле, сама вражда понятна, но вот ее метафизические основы? Ну не выступают Морозко и Медведь как противоборствующие и противоположные идеи, хотя номинально должны бы.
Показались излишними дополнительные подробности про происхождение Василисы. Она и без этих... эээ, генов могла бы всех построить, просто потому что ведьма. "Внезапные откровения", конечно, позволяют нафантазировать дальнейшие приключения героев и объясняют, чего это Вася все время на море рвалась. Но вcе равно выглядят как будто к миномету для надежности пытаются еще и рогатку прикрутить.
Долго пыталась уложить в себе финал.С одной стороны, в нем все обосновано. И ружья висели, и подкопаться негде. Но книга очень мрачная, и когда после нее так резко у персонажей начинает налаживаться жизнь (даже у тех, кто успел помереть), это воспринимается как слишком резкий переход. Может быть, стоило читать не такими лихорадочно огромными кусками, тогда не контраст не так бы ощущался.201,7K