Рецензия на книгу
Овод
Этель Лилиан Войнич
Louise_de_Loire8 апреля 2019 г.До ознакомления с "Оводом" я слышала о нём много всего хорошего и ожидала прочитать увлекательное и в то же время сильное произведение с душераздирающим финалом. Но, к сожалению, по большей части мои ожидания не оправдались.
И главной причиной моего разочарования стал главный герой. В начале повествования мы видим его довольно приятным, романтичным и увлечённым революционными идеями юношей. А ещё он очень набожен. По крайней мере, автор так утверждает. Но вот, один за другим два священника, скажем так, до глубины души разочаровывают нашего героя. После этого вера Артура мгновенно рушится и он решает исчезнуть из родного города и страны. И тут у меня возникает вопрос: а что это за вера такая, если порочность двух представителей церкви может очернить в глазах героя религию в целом?
Полностью согласна с теми, кто считает, что Овод ведёт себя, словно глупый подросток-масималист. Да, он сильная личность, этого не отнять. Он сумел пережить невероятные испытания и не сдался тогда, когда большинство опустило бы руки. Но во всех своих бедах он винит кого угодно, кроме себя, в то время как именно его поступки являются источниками всех его бед. Ведь не поддайся он импульсу, не убеги из дома - и всё в итоге было бы хорошо. А ещё он, видимо, думает, что может обращаться с людьми, как ему вздумается, а они обязательно должны ему сочувствовать. Приведу цитату (внимание, небольшой спойлер!):
Ещё одна пощёчина! Неужели же ему не оставят хоть клочка былой гордости, былого самоуважения! Ведь он претерпел все муки, какие только может претерпеть человек. Его сердце бросили в грязь под ноги прохожим. А его душа! Сколько ей пришлось вытерпеть презрения, издевательств! Ведь в ней не осталось живого места! А теперь и эта женщина, которую он подобрал на улице, даже и у неё в руках был хлыст!Произошло же вот что: цыганка, являвшаяся любовницей Овода и любившая его без памяти, сбежала от него, так как знала, что тот никогда не ответит ей взаимностью, и не смогла больше это терпеть. Данный поступок главный герой воспринимает как жестокое оскорбление и удар в спину. Судя по всему, ему совершено нет дела до страданий других. Чего не скажешь страданиях его собственных.
Равнодушие к чужим чувствам Овод в очередной раз проявляет в поразившей меня сцене в тюрьме, только здесь оно граничит с настоящей жестокостью. Снова он думает только о себе самом, ставя несчастного канцлера Монтанелли перед выбором, каждое из решений которого нанесёт неизгладимый отпечаток на всю его жизнь. Такое ощущение, что Овод вообще не слышал о том, что любой человек имеет право на собственные убеждения или слабости. А свобода совести у него превращается лишь в свободу неверия.
Если же говорить об остальных героях (которых, к слову, очень мало), то они не вызвали во мне ничего большего, чем равнодушие. Лишь канцлер Монтанелли, персонаж, которому Овод противостоит, показался мне по-настоящему симпатичным. И вот ему я действительно сочувствовала, в то время как, по задумке автора, предметом моих переживаний должен был быть главный герой. Концовка же, над которой столько людей роняло и продолжает ронять слёзы, не особо меня тронула, что при моём отношении к Оводу не особо удивительно.
Подводя итог, могу сказать, что в образе Овода я увидела в первую очередь не пламенного героя-революционера, а обиженного на весь мир подростка, который из-за своих необдуманных поступков сломал жизнь себе и исковеркал судьбы своих самых близких людей. На мой взгляд, далеко не самый лучший пример для подражания. Как и произведение Войнич - далеко не шедевр.
61K