Рецензия на книгу
L'anneau de Moebius
Franck Thilliez
winpoo5 апреля 2019 г.Читается напряженно, и в этом тексте ты чувствуешь себя как в затяжном парашютном прыжке… Вот только никакого читательского удовольствия не получаешь. Книга, несмотря на свою остросюжетность (в самом что ни на есть прямом смысле слова) и заманчивость метафоры Мёбиуса с первых страниц вызывала у меня некоторое отторжение. Наверное, в ней оказалось больше людской мерзости, чем я смогла вынести на этот раз. Но если попытаться отвлечься от пережитых эмоций (это трудно) и посмотреть на все это аналитически и по возможности бесстрастно (это тоже трудно), то, пожалуй, есть несколько причин, по которым книга не вызвала восторгов (а вот это легко).
Первая – это смешение стилей. От Ф.Тилье ждешь все-таки детектива, а не мистики с фантастикой. Понятно, что их добавка в сюжет в разы увеличивает покупательский спрос, но для меня изначальная принципиальная невозможность происходящего, усиливающаяся и запутывающая читателя в конце, оказались абсолютным демотиватором. Как только на арену вышли Стефан-из-будущего и Стефан-из-настоящего и начался весь этот детективный цирк с перестановкой бутылок, цветом обоев, лотерейным билетом, татуировками и прочими обменами информации между разными временными отрезками, я мысленно перешла из детектива в «невозможное возможно». Мне стало скучно от этих придуманных извращенных убийств и захотелось в стилистике Станиславского сказать: «Не верю!». Наверное, в жизни многое возможно, но такие сверхтщательные и последовательные усилия в их подготовке и осуществлении наводили на мысль, что автору был больше интересен сам процесс умерщвления, чем повод для него, и вся книга была содержанием, подводимым под контекст, а не порождающим контексты. Когда же в тексте появился знакомый Стефану физик и под сюжет стала подводиться некая объяснительная база в лице живомертвого кота Шрёдингера и соотнесенных состояний Хью Эверетта, я, поначалу пытавшаяся как-то связывать фрагменты друг с другом (тем более, что сам Ф. Тилье порекомендовал следить за временем и схемами), почти решила бросить это чтение. Да и выдержать до конца взятую «высоту», как часто бывает в книгах с «движениями во времени», у Ф. Тилье не очень получилось – конец мне показался скомканным: линии небрежно объяснены и связаны друг с другом, несмотря на рисование схем в начале каждой главы. В общем, никакая лента Мёбиуса в конечном счете не получилась и осталась только в заголовке.
Вторая причина – сама центральная тема человеческих уродств и брутальный характер ее развития. Есть сложить вместе все эпизоды со Стефаном и прибавить к ним часть эпизодов с Виком, то ты все время будешь чувствовать себя перемазанным в липкой крови и дышащим трупным смрадом. Не самые приятные ощущения на свете, особенно если ты собрался всего лишь почитать детектив. Ещё, мне показалось, автору самому было любопытно покопаться в мутациях хромосом и их последствиях, но, видимо, он получил от этого больше острых ощущений, чем читатель, увязший в синдромах. Использование же уродств и инвалидности в качестве особой сферы сексуальных извращений утяжелило мое читательское восприятие - читать такое сложно. В какой-то момент я даже подумала, что Ф. Тилье сознательно рассчитывал на некое смещение читательской аудитории в сторону тех, кого заводит секс с больными, обезображенными или лишенными конечностей людьми, но такой расчет на извращенные вкусы («ужастик с уродами») меня смутил, и я подумала: бедные мы, бедные, не спасают нас от жестоких извращенцев ни возраст, ни болезнь, ни даже сама смерть… «Oh, what about love? What about trust? What about us?»
Ну и, наконец, третья причина, наверное, самая главная: существование сюжета «на грани», вероятно, может считаться свидетельством активной социальной позиции автора и его стремления высветить и разоблачить тайное зло. Или, может, это показатель актуальности его писательского таланта. Но… если сегодня мы видим в книге настолько жестокие и разнузданные эпизоды, граничащие с помешательством, то о чем мы прочитаем завтра? Где предел? Он вообще есть? Или сегодня уже все дозволено и в следующий раз Ф. Тилье найдет сюжет, способный еще сильнее и изощреннее раздвинуть границы нашей человеческой толерантности?
P.S. https://www.youtube.com/watch?time_continue=5&v=DBbOGtpAUHA
29815