Рецензия на книгу
Второй пол
Симона де Бовуар
Аноним31 марта 2019 г.В книге Симоны де Бовуар слово "женщина" повторяется 4495 раз. А слово "фаллос" - 30 раз. У меня на этом всё.
Шучу.
Во времена учебы на филфаке этот фундаментальный научный труд разбирался нами на протяжении месяца и, черт побери, у меня совсем нет желания все это повторять и препарировать каждую главу. Сартру досталось 2 семинара, Симоне - 8. Я думаю, ей бы это понравилось. На последнем семинаре наша ярая и единственная феминистка в группе в пылу философского спора подскочила и заявила преподавателю: "Вы - сексист!" После чего схватила свои вещи и удалилась, хлопнув дверью. Тот момент навсегда отбил у меня желание когда-либо зваться феминисткой. О таком можно заявлять в современном обществе?
Перечитывание этого гигантского и обильного эссе оказалось в разы скучнее, к тому же в этот раз ясно понимаешь, что не все упоминаемые Симоной проблемы актуальны. Чтение книги напоминает игру - исследуя женскую судьбу, постоянно рассматриваются данные медицины, факты истории и статистика, с чем-то соглашаешься, с чем-то споришь, что-то отрицаешь, а чему-то рукоплещешь: "ура, но сегодня всё совсем не так". Судьба женщин в России (да и во многих цивилизованных странах) - в их руках. Изменения в обществе, культурной жизни и медицине стремительны - и если мы говорим о людях без психических отклонений, не угнетаемых с детства и в юношестве (родителями, воспитателями, религией, обществом...), то из них вырастают замечательные люди, с уважением относящиеся и к своему, и к противоположному полу. Для этого лишь нужно создать среду, где основа всего - любовь и понимание. А в дополнение к этому - сексуальное образование, открытые разговоры с родителями и книжки про женский оргазм.
Возможно, труд Симоны был бы в разы короче, если бы не представлял собой попытку самоанализа и саморефлексии. Для Симоны то было тяжелое время - Сартр надумал жениться, а она сама испытывала нежные чувства к Олгрену, но отпустить Сартра было невозможно - это было сродни предательству самой себя. И поэтому она избирает, если так можно сказать, свой способ эскапизма - кропотливо, используя невероятное число источников движется с самой древности к современности. Разрываемая бурей чувств женщина проглядывает на страницах эссе, но она не агрессивна и ни к чему не призывает, и оттого к ней хочется прислушаться и ей хочется верить. Я категорически согласна с Симоной в том, что самое главное и счастливое в жизни женщины - найти мужчину, которого она примет как равного, но который при этом не будет считать ее ниже себя. Тогда что мужчина, что женщина раскроются во всех своих ипостасях максимально: они будут лучшими друзьями, лучшими любовниками и лучшими родителями. Если она Королева-Луна, то она будет искать Короля-Солнце и вместе они достигнут многого, если она мечтает об уютном доме и ее интересы ограниченны, то она будет искать хорошего и доброго мужчину, чтобы рожать детей, жарить котлетки и проживать обычную жизнь в своем мещанском раю. И оба варианта - нормальны. Когда женщина перестанет видеть в мужчине лишь исполнителя ее желаний, а мужчина в женщине - тело и в какой-то мере собственность - тогда, возможно, цели природы и общества совпадут.
Резюмируя: обязательный труд для всех интересующихся историей женского пола в разрезе истории и культуры и совсем необязательный для нынешнего поколения радикальных феминисток.28956