Рецензия на книгу
Девица Кристина
Мирча Элиаде
Аноним1 августа 2011 г.Минуй нас пуще всех печалей вампирский гнев, вампирская любовь. Давно я не сталкивалась со столь изящным старомодным хоррором, который к тому же преотлично выполняет и свою утилитарную функцию — собственно, пугает. Моя любовь к мистике была потревожена — особенно немного потускневшие чувства к мистике с центральноевропейским колоритом: когда-то вурдалаки Толстого, готишные побасенки старухи Изергиль и чёрные петухи Кальмана Миксата приводили меня в восторг.
Все давно известные приметы на месте: и нехорошая картина, и злая девочка — типичное «дурное семя», и байки в духе графини Батори, — но так красиво это обрамлено и подано, что забываешь о том, как много штампов волочится за нашей нечистью. Иногда посещало неприятное чувство — не рискну назвать его страхом, но всё же — чувство, будто идешь вечером домой по огромному полю, идешь на запад и хочешь успеть до захода солнца, но тьма сгущается позади тебя и все-таки настигает. Лучшие моменты «Девицы Кристины» не являются крупными звеньями сюжета; это небольшие интермедии, в которых нет даже тени чертовщины (по крайней мере, в видимом проявлении). Именно эти моменты, как будто продиктованные упомянутой горьковской старухой, держат в напряжении задолго до того, как саспенс переходит в триллер:
— Так или иначе, когда сходят вековые леса, места остаются зачарованные. Это наверняка...
Он смолк и снова стал впивать воздух, чуть перегнувшись через перила балкона, в ночь.
— Всякий раз так радуюсь, когда узнаю Дунай, — продолжал он, понизив голос. — У него тоже чары, но сердце их легко принимает, без страха. Люди с поречья — умницы и храбрецы. Искатели приключений и оттуда бывают родом, не только с морских побережий... А лес — он, знаете ли, наводит страх, он с ума может свести...32243