Рецензия на книгу
Второй пол
Симона де Бовуар
Аноним31 марта 2019 г.В целом я довольна, что прочитала эту книгу, хотя поначалу и засыпала после нескольких прочитанных страничек, но потом пошло более бодро. Я считаю, труды основоположников читать полезно, в данном случае - труд основоположницы современного феминизма. Будь книга вполовину тоньше, я бы получила вообще одно удовольствие от прочтения, но всё же объем довольно гнетущий. Вообще это довольно основательный труд, охватывающий роль женщины в истории с древнейших времен, обзор женских движений конца 19-середины 20 века, анализ женских образов в мифологии и литературе, подробно разбирающий жизнь женщин-современниц писательницы и в конце - представляющий нам попытку размышления о том, как могут женщины поменять свое положение в обществе и какую роль в этом должны сыграть мужчины. Такая книга никак не могла быть короткой. Однако, как мне показалось, часть этого объема абсолютно надумана, а проще говоря - это вода. Одна и та же мысль подробно разжевывается на несколько страниц там, где хватило бы пары фраз.
В книге для меня было два основных пласта - философский и практический. Философский читался для меня сложнее, это были рассуждения о сути женщины, об их образах в культуре, о трансцендентности и имманентности (основной мотив книги). Практический - исторические справки (для меня лично крайне интересные), примеры из жизни, рассуждения о жизненном пути женщины. Нельзя забывать, что Бовуар не только занималась философией, но и писала художественную прозу - сам текст зачастую написан очень ярко и метафорично, поэтому даже эти повторения одной и той же темы я читала с большим интересом, смакуя фразы.
С точки зрения содержания на данный момент этот труд неоднозначен. С одной стороны, многое в нем морально устарело. Например, Симона де Бовуар подробно во многих главах разбирает жизнь женщины. И эта женщина вполне конкретная - это домохозяйка из обеспеченной семьи во Франции и странах с похожей культурой. Очень много раз подчеркивается, что после замужества женщина перестает работать и занимается только домом и детьми, замыкается внутри семьи и отсюда многие из ее проблем. Работающих женщин она почти не описывает - только чуть затрагивает в описании незамужних девушек. И потом уже, когда переходит к разделу "Проститутки и гетеры" (в ряд последних записаны актрисы и девушки творческих профессий). Ее типичная героиня зачастую имеет в подчинении прислугу - но при этом сама прислуга почти не рассматривается, а ведь это тоже женщины. Таким образом, многое из описанного уже не подходит под типичную современную женщину - ведь сейчас и в Европе, и у нас неработающих женщин стало гораздо меньше, а если они и есть, они не сидят за вышиванием и чисткой серебра всю жизнь, как те, о ком говорит Симона. Точно так же мимо идет почти вся глава о начале супружеской жизни - мне кажется, процент девушек, которые выходят замуж девственницами, сейчас очень низок. Или информация о противозачаточных средствах и запрете абортов. Эти главы можно рассматривать только с исторической точки зрения - или в приложении к другим обществам, например, консервативному мусульманскому, которое и сейчас существует в некоторых странах и регионах. Думаю, там обычаи поменялись гораздо менее разительно. Или, например, в Португалии аборты были разрешены только в 2006 году, а в Латинской Америке кое-где запрещены до сих пор!
С другой стороны, есть очень, ОЧЕНЬ, много моментов, которые по прошествии 70 лет совершенно не устарели. И это иногда просто ужасает. Ты читаешь, и думаешь - господи, с тех пор построили и разрушили Берлинскую стену, запустили в космос спутник, собак, мужчин, женщин, тараканов, изобрели интернет и соцсети с котиками, а эту вот фразу можно и сейчас публиковать, и она будет абсолютно актуальна. И это, наверное, процентов 70 книги. Начиная с предисловия и дальше на протяжении всего текста. Например, совершенно не устарели главы о взрослении девочек, об их отношениях с родителями, отношениях женщин с детьми, со свекровью... Не поменялось давление на женщин по поводу замужества и детей. И во многом остались прежними предрассудки общества по поводу "женских обязанностей" и вообще того, что женщина "должна". Тут разве что можно сделать поправку на то, что, может быть, во Франции сейчас отношение к нашему полу другое - но применительно к России эта книга во многом болезненно актуальна.
Интересно то, что писательница очень подробно разбирает психологию женщин во многих моментах, начиная с раннего детства, и вы знаете, мне показалось, что очень многие моменты правдивы. Очень глубоко копает, как говорится. Было много моментов, о которых я не думала раньше, но, когда начала обдумывать, я не нашла в них противоречий. Как ни странно, многие вещи, особенно из глав про детство и юность, оказались применимы ко мне и моим знакомым. Вот тебе и книга 1949 года!
В книге очень много цитат, например, много приводится отрывков из дневников Софьи Толстой, Марии Башкирцевой, из различных художественных произведений, в основном французских, английских и американских писательниц. Реже из книг авторов-мужчин. Также приводится много историй из книг психиатров (но тут мне показалось, что есть некий перекос в сторону патологий. То есть пытаясь рассказать о жизни среднестатистической женщины, автор слишком много цитирует историй про женщин с разными психологическими проблемами и отклонениями, и начинает казаться, что отклонения есть у всех). Также есть отдельный раздел, где разбираются женские образы у писателей, но он меня подразочаровал, потому что из 5 или 6 авторов мне не пришлось гуглить только двух - Лоуренса и Стендаля. Остальные - современники Бовуар, ныне практически канули в Лету, и такой большой объем текста, посвященного им, был просто скучен.
Самое интересное - это выводы из книги. Симона де Бовуар приходит к выводу, что женщина должна добиться права трудиться и зарабатывать наравне с мужчиной, и тогда она перестанет восприниматься в обществе, как человек второго сорта. Прошло 70 лет. Во многих странах женщины действительно добились этого права, но НИЧЕГО НЕ ИЗМЕНИЛОСЬ. По крайней мере, далеко не во всех странах. Теперь женщина должна трудиться и зарабатывать, то есть делать то, что, по мнению Бовуар, делает ее независимой личностью, но она при этом, как и 70, и 100, и 200 лет назад, должна заботиться в одно лицо о доме и детях, и еще поддерживать красоту так, как порой и не снилось праздным красавицам прошлых эпох. Те самые три смены, о которых говорят феминистки - теперь обычное дело, и ВСЁ РАВНО они не помогают женщинам заслужить уважение. 100 лет назад девушки учились меньше, чем юноши, считалось, что они по природе глупее и им тяжелее дается учеба - и поэтому они мало чего могут добиться. Уже много лет девочки и мальчики учатся вместе, мы все видели, что среди отличников куда больше девочек, что вплоть до институтского диплома они проявляют себя умными и старательными, но отношение к их карьере почти не поменялось. Почти все женщины работают, но общество как будто застряло в том времени, где они в двадцать лет начинали сидеть дома и вышивать при лучине. Интересно, что сказала бы обо всём этом Симона де Бовуар.
(В прошлой рецензии я несколько злоупотребила цитатами, в этой не буду даже начинать - их опять будет слишком много)
21829