Рецензия на книгу
Второй пол
Симона де Бовуар
Аноним31 марта 2019 г.Сбывшееся обетование всех котят, всех цветов мира.
Книгу Симоны де Бовуар «Второй пол» я читала, как бы мне выразиться помягче, с усилием. Помогли дочитать только игра «Долгая прогулка» и понимание того, что книга написана в 1949 году и сама по себе является экскурсом в историю человечества, по крайней мере, женской его части.
Я никогда не углублялась в разновидности феминизма и его историю, потому что моё воспитание и последующая жизнь в какой-то мере стихийное торжество феминизма. В моей семье в нескольких поколениях, точнее во всех поколениях, о которых мне известно, всем заправляли женщины. И меня воспитывали с мыслью, что девочки умнее, сильнее морально, готовы к большей ответственности и вообще родиться девочкой одно большое благо. Дальнейшая моя жизнь скорее подтверждает, что женский пол — это как раз пол сильный, а они — увы и ах. Бывают исключения, встречались на моем жизненном пути мужчины умные, ответственные, полные разных других достоинств. Но их количество в соотношении к общему количеству мужчин невелико. Похоже, в сравнении с 1949 годом мужской пол основательно деградировал, и нынешняя ситуация кардинально изменилась со времен написания книги, не говоря уже про более древние времена. Многие современные мужчины, если говорить словами Симоны, погрязли в своей имманентности — они асексуальны, не хотят иметь длительные отношения с женщиной, не хотят сами себя обеспечивать, многие имеют алкогольную или наркотическую зависимость, играют в компьютерные игры, являются фанатами аниме и готовы смотреть сериалы с утра до вечера, а то и ночью. Даже термин такой появился — кидалт или синдром Питера Пена, это человек, не желающий взрослеть. Женщины же развивают трансцендентное отношение к этому миру, они активны во всех сферах жизни и не желают останавливаться на достигнутом.
Большинство ограничений женской природы, которые Симона указала в своёй книге, в наши дни становятся всё менее актуальными. Средства контрацепции позволяют женщине самой решать, иметь ли ей детей, когда и сколько. Она избавлена от бесконечных изнуряющих тело и душу беременностей, узи способно выявить пороки развития плода, широко применяется обезболивание в родах, кесарево сечение. Жуткое проклятие из Библии, что женщине нужно рожать в муках, постепенно теряет свою страшную силу. Детская смертность становится всё ниже, а ценность каждого ребенка всё выше, поэтому особая близость матери и ребенка повышает ценность материнства и для самой матери и для окружающих. Аборты разрешены, конечно, об этом можно долго спорить и безусловно, лучше всеми путями избежать аборта, но в сравнении с временами Симоны женщина избавлена от страшных последствий криминальных абортов и от рисков быть наказанной за это уголовно. Прокладки и тампоны из современных материалов помогают быть активными в дни месячных, да и сама тема менструации потеряла свою табуированность. Современная женщина может на вопрос, почему нет настроения ответить, что сегодня критические дни, и это никого не вгоняет в краску.
В плане выбора профессии женщина тоже особо не ограничена, никто теперь не заставляет ее сидеть дома и вязать носки. Современная женщина порой даже бы и рада была остаться дома, чтобы вязать носки, варить борщи и писать дневники, но конкуренция, финансовые обязательства, ритм жизни в наше время не дают ей это сделать. Она даже может начать завидовать дамам прошлого, которые ничего не решали и имели кучу свободного времени. Женщина наших дней иногда так устает от общественных функций, что может попытаться развить в себе женственность как она ее понимает. Разные ведические жёны в длинных юбках с деревянными украшениями это как раз из этой оперы.
С развитием интернета даже домоседки нисколько не приземлены, мамочки в декрете часто обучаются чему-то новому в сети, так этим увлекаются, что решают кардинально поменять свою профессию. Религия тоже не стоит в списке главных ценностей у большинства женщин. Над строчкой из Писания: жена да убоится мужа своего женщина нашего времени только слегка улыбнётся. Домашние обязанности часто делятся в браке поровну, да и современная бытовая техника, подгузники, полуфабрикаты, клининговые компании позволяют меньше времени тратить на ведение хозяйства.
В личных отношениях над современной женщиной всё меньше довлеет патриархальная мораль. Она сама проявляет инициативу, знакомится на сайтах знакомств и специальных приложениях. Она знает, что может получать удовольствие в сексе и стремится к нему, она изучает своё тело и даже учит мужчину тому, что ей наиболее приятно.
Обычно я люблю покритиковать нашу страну, да и есть за что. Но в вопросах положения женщин мы если не впереди планеты всей, но точно на хорошем месте. К сожалению, не везде это так. Есть места на нашей планете, где положение Второго пола хуже, чем во Франции в 1949. Женщины до сих пор имеют очень мало прав, подчиняются мужу, подвергаются калечащим операциям, могут быть убиты за малейшее подозрение во внебрачных отношениях.
Поэтому для таких обществ книга Симоны де Бовуар до сих пор революционна, а для нас это скорее глубокий последовательный труд об истории женской части человечества. Симона начала с биологии, задумалась о рациональности деления на два пола. А почему, собственно, не на три? Отметила, что с давних пор мужская часть населения воспринимает женщин как некоего Другого. А многие люди склонны к ксенофобии, проявляем враждебность по отношению к любому иному сознанию. Потом ушла к мифологии, писала о том, как женские божества сменялись мужскими. Она ОЧЕНЬ подробно рассмотрела каждый этап в жизни женщины, конечно, это все актуально на тот исторический период. Понравилась идея о нарциссистках, влюбленных и богоискательницах. На тот момент это были типажи, которые жаждали действия, при этом оставаясь в полном ограничений мире тогдашних женщин.
Не могу об этом молчать, но я люблю спящих мужчин, я даже рассматриваю своего мужчину спящим, и это мне очень нравится. В книге показалось тяжёлым для чтения обилие текстов из других книг о женщинах или дневников. Автор — француженка и примеры эти из французской литературы. К своему стыду, я первый раз прочитала и имена этих героинь и названия этих книг. Поэтому мне было скучно читать о внутреннем мире и раздумьях Софьи Толстой, Марии Башкирцевой, Колетт и прочих де Сталь.
Еще крайне непонятна мне трактовка автором термина «свобода». Cимона пишет, что свобода — это превратить ее в позитивное действие в человеческом обществе. Еще Симона видит главную пользу в общественных функциях. Конечно, она автор своего времени, возможно, сильно симпатизирует коммунистам и не скрывает симпатии к СССР. Но для меня нынешней это всё странновато. Если я уеду в лес и откажусь на время от человеческого общества — это по ее мнению не свобода? Таких нестыковок очень много. Но и лет с момента написания прошло немало.8358