Рецензия на книгу
Второй пол
Симона де Бовуар
Аноним31 марта 2019 г.Знаете, довольно долго идеи феминизма были чужды для меня, и проникаться ими я начала относительно недавно – мне было уже лет 25-26. До этого я не понимала, за что это женщинам надо бороться. А причина кроется в том, в какой семье я росла и какие люди меня окружали.
Я никогда не чувствовала себя неполноценной, даже наоборот – меня всегда выделяли – единственная дочь моих родителей, единственная племянница у моих любимых тётушек, первая и единственная внучка у бабули и дедушки. Ну и что, что у меня не было сами-знаете-чего между ногами – да я, честно говоря, даже об этом и не задумывалась, хотя с самого раннего детства осознавала разницу между нами – девочками и ими – мальчиками: у меня ведь есть младший брат, разница с которым достаточно мала (год и два месяца) для того, чтобы мои родители первые годы моей жизни могли не заморачиваться с тем, чтобы скрывать наши различия от нас. В школе тем более никакой дискриминации не было: я училась довольно неплохо, как и в большинстве случаев, лучше мальчиков в классе; дружила как с девочками, так и с мальчиками. Более того, обстоятельства сложились так, что в моём окружении девочек моего возраста было всегда катастрофически мало: моя единственная двоюродная сестра на 15 лет старше, у друзей моих родителей в основном мальчики, а если у кого из них и есть девочки, они также гораздо старше меня. Поэтому так уж вышло, что друзей мальчиков у меня всегда было гораздо больше, чем девочек. Да и, должна отметить, дружить с мальчиками (в большинстве своём до подросткового возраста гораздо более бесхитростных) мне всегда удавалось лучше, чем с девушками, у которых с раннего возраста были вечные недомолвки и сложности. Конечно, подруги у меня тоже всегда были, но в количественном отношении друзья преобладали.
Потом был университет, факультет иностранных языков, соотношение парней к девушкам на нашем курсе 5 к 60 (студентам и выпускникам филфаков понятно, что картина приблизительно одинаковая на всех курсах всех подобных факультетов всех вузов страны). И опять же, естественно, ни о каком неравенстве полов речи не шло. Но именно здесь я познакомилась с феминизмом, ярыми приверженцами которого являются многие преподаватели ин. яза (при всей моей любви к своему факультету, эти дамы создают плохую рекламу феминизму среди неокрепших юных дев). Так, например, преподавателем зарубежной литературы у нас была дама, не просто придерживающаяся классических феминистских взглядов, но более радикального, мужененавистнического, так сказать, направления. Поэтому идеи феминизма, пропагандируемые на факультете, плохо воспринимались моим юным умом.
Ещё до окончания магистратуры я начала работать сначала секретарём кафедры, а позже и преподавателем. Но тогда же начались первые серьёзные отношения в моей жизни. И, наверное, именно в это время и спали мои розовые очки, сквозь которые мир виделся равноправным. Как оказалось, мой путь по научной и карьерной стезе – это всего лишь блажь, развлекаловка, так сказать, для девушки, которая до того момента была слишком юной для брака, а, следовательно, могла себе позволить подобную ерунду. И лет эдак с 22-23 я стала ощущать себя, простите за соматическую метафору, ходячей маткой на ножках, для которой главной (если не единственной) целью в жизни является продолжение своего рода. А всё, что кроме, как оказалось, это так, мелочи, времяпрепровождение. И проблема в том, что слышать об этом своём предназначении я стала от всех. Судьба моей, простите за мой французский, промежности стала вдруг волновать всех и вся. А также с особой яростью посыпались объяснения того, что мне нужно делать, а что – нельзя. К слову, поучали меня всегда («ты же девочка, тебе нельзя…»), но только воспринималось это как данность. И, знаете, относительный покой в моей жизни настал лишь после переезда в другой город и последовавшего за ним разрыва с женихом. Но хватит обо мне. Перейдём к книге.
«Второй пол» несомненно является фундаментальным трудом как минимум для феминизма, хотя изначально писался как чисто философское произведение, а Симона де Бовуар, если я не ошибаюсь, на тот момент и вовсе не причисляла себя к феминисткам. Если честно, в истории феминизма, как и в биографии де Бовуар, я разбираюсь очень плохо, а времени изучить подробнее вопрос, увы, у меня нет, заранее прошу прощения за возможные неточности. Так вот, как я уже сказала, думаю я не ошибусь, если напишу, что «Второй пол» стал фундаментальным трудом как минимум для феминизма второй волны. И это самый полный первый женский взгляд на проблематику и историю женского пути в мужском мире. А учитывая то, что по сути, госпоже де Бовуар не на что было опираться, и как результат, она взяла на себя сложный труд – собрать, классифицировать и проанализировать всю доступную информацию по вопросу. И, естественно, не всё прошло гладко (о недостатках данного произведения я напишу ниже), не побоюсь сказать, повлияла если не на судьбу женщин в целом, то как минимум облегчила феминисткам борьбу за их права.
Книга состоит из двух томов, каждый из которых разделён на несколько частей. Скажу честно, мне гораздо больше понравилось читать именно первый том, в котором автор рассказывала о биологически обоснованных различиях между полами не только у людей, но и у других видов, а также описывает путь женщины сквозь призму истории и мифологии. Особый интерес лично для меня вызвала глава, посвящённая психоанализу, к которому у меня всегда были вопросы (господин Фрейд и иже с ними, вот честное слово: меня никогда не смущало отсутствие отросточка между моих ног, и я никогда не чувствовала себя неполноценной. Хотя, не скрою: как и многие девочки, первое, что бы я сделала, превратись я в парня, это… ну, как на той гифке со слонёнком (вставлю, если найду её).).
История женского пути, описанная в данном томе, лично для меня представляет наибольшую ценность. Она – прекрасный ответ на слова, которые я слишком часто слышу от ограниченных мужчин (подчёркиваю: именно ограниченных мужчин, к коим относятся далеко не все представители сильного (физиологически) пола), а именно про то, что выдающихся женщин-учёных, женщин-художников, женщин-музыкантов и женщин-писательниц в разы меньше, чем мужчин. К слову, этот упрёк по своей абсурдности стоит на одном месте с таким же абсурдным предубеждением, дескать, цвет кожи влияет на умственные способности человека. Господа (хотя, сие обращение, надеюсь, всё же риторическое, и подобные фрукты не отыщутся среди тех, кому на глаза попадёт моя скромная рецензия), хотелось бы сказать вам в очередной раз: проблема в неравных возможностях, а не в цвете кожи или поле.
Части, посвящённые женским образам в мифологии, а также некоторых литературных произведениях, также представляют для меня определённый интерес. Но следует отметить, что именно здесь начинаются повторы, которые мне знатно так подпортили впечатление от данной книги. Автор приводит множество примеров, подтверждающих ту или иную мысль (касаемо, естественно, угнетения женщины). Но, увы, примеров, повторов и самоповторов, а также всё новых возвращений к уже обсужденным ранее темам слишком много.
Что же касается второго тома, здесь повторов идей становится ещё больше. Думаю, я не ошибусь, если скажу, что второй том является своего рода иллюстрацией, доказывающей идеи первого тома. Она более глубоко рассматривает этапы становления женщиной, приводя примеры того, как жизнь той или иной женщины шла под откос из-за того, что на том или ином этапе её становления женщиной ей не везло встретиться с неправильным человеком или событием (будь то фригидность, вызванная мимоходом брошенной критикой во время первой брачной ночи, страх беременности, становившийся причиной психозов, а также угрызения совести, вызванные лишением девственности до брака (к слову, спустя 70 лет после написания книги, данная проблема по прежнему актуальна на моей малой родине)).
Книга, как я уже говорила, сыграла важную роль в истории борьбы женщин за свои права. Но, увы, на мой взгляд, она уже морально устарела. Нет, естественно, проблема неравенства до сих пор актуальна, и, конечно, за равноправие полов можно и нужно продолжать бороться.
Я могу ещё долго продолжать писать эту рецензию, но мне жалко тех, кому придется её читать. Поэтому напишу только ещё одну мысль. Если бы я читала теоретическую главу диссертации Симоны де Бовуар, у меня не было бы никаких вопросов и претензий. Автор даёт просто превосходный, глубокий и многоаспектный очерк, так сказать, описывающий путь женщины в мире. Только вот если это научное произведение, то помимо теории должна быть и практическая глава, предлагающая решение проблемы, коей в данном произведении нет. Но данное произведение является философским, возразит кто-то из вас. В таком случае, дамы и господа, у меня к вам также есть вопрос: где же тогда сам философ в данной книге, где сама госпожа де Бовуар и её идеи? Именно автора в данном произведении я и не увидела.
Как итог могу сказать лишь то, что я с гораздо большей пользой прочитала бы анализ «Второго пола», написанный каким-нибудь современным автором, построенный на сравнении «тогда-сейчас» или «было-стало», в котором бы описывались изменения, произошедшие за 70 лет. Или, на крайний случай, переиздание данной книги, в котором бы убрали все ненужные повторы, что привело бы к сокращению объёма как минимум на треть.
З.Ы. А вот и обещанная гифка (нажмите, дабы заработала):
231,3K