Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Второй пол

Симона де Бовуар

  • Аватар пользователя
    Аноним30 марта 2019 г.

    Четыре миллиарда лет назад на Земле возникла жизнь. 40 тысяч лет назад кроманьонец начал попирать эту землю со своим широко отставленным большим пальцем. В 1949 году во Франции свое путешествие по рукам и чужим умам начинает работа французского философа и писательницы Симоны де Бовуар. Рассматривая книгу как продукт своего времени, хочется заметить, что уже тогда многие вещи, использованные Бовуар для подтверждения ее аргументов, вряд ли были сильно актуальны. Как она сама замечает, за предшествующие ей сто лет было написано много чуши. Сейчас же многие вещи вообще выглядят реликтами, но суть, пожалуй, осталась неизменной, хотя я здесь не говорю о притеснении женщины или прочем мутном флере. Если отступиться от безответственной генерализации, во все времена были независимые умы и женщины не вот только внезапно получили возможность самим определять себя, потому что прилетела внеземная цивилизация и вложила им это в голову.

    Бовуар долго не нацепляла на себя ярлык феминистки, потому что принадлежала немного к другому течению - к экзистенциалистам. Именно установки экзистенциальной философии скрываются под шелухой бессмысленного и беспощадного фактажа, устаревших фрейдистских теорий, рассмотренных через философские термины биологических выкладок, бесконечного цитирования Колетт. Часть с рассмотрением женской дискриминации в исторический перспективе читается как слабенький триллер и отдает виктимизацией с изрядной долей генерализации. Структура регулярно пакует чемоданчик, чтобы улететь отдыхать на Бали. Прочитав и выделив главную мысль автора, очень пожалела, что она превратила то, что легко могло стать блестящим и сбивающим с ног эссе, в тысячестраничное монструозное чудовище.

    "Что такое женщина?" - читателю сразу же задается вопрос. Ответов тут может быть бесконечное множество (что Бовуар потом и разбирает, но особенно ей по вкусу приходится высказывание Кьеркегора). И ответ в той точке отсчета: женщина - это Другое. Она приняла подчиненное положение, хотя могла благодаря своей репродуктивной функции занять доминирующее положение (или не могла?), потому что подчинилась точке зрения мужчины, которому не требуется осознавать свою сущность через что-то еще помимо себя самого, а она определяет себя именно так, через мужчину. Женщина всегда в конфликте - как любое живое существо она свободна, но при этом в существовавшей исторической ситуации она была несвободна. Вот это загогулина, но она очень важна для того, чтобы понять все то, что пойдет дальше в двух томах, потому что, в противном случае, все покажется сплошным противоречием. Бовуар хлещет по щекам мужиков и баб. Кто виноват? А все. Но оставим часть с мужчинами в стороне и рассмотрим позицию Бовуар по женщинам. Женщина не превратится в сущностное, - говорит Бовуар, - до тех пор, пока сама не откажется от своей несущности. И это можно сделать, приобретя экономическую независимость (и стремясь к этой свободе, конечно, не соскальзывая на легкий путь паразитизма). Обвинять всех в своих проблемах и угнетенности можно долго и упорно, но любой индивид обладает свободой воли и может выбирать - существование или действие, зависимость или самодостаточность. Постоянно стремиться к независимости сознания - вот отличная цель. И если человек не достигает самости, то нечего в этом винить все, кроме себя.

    Без оглядки можно заявить, что современная ситуация позволяет женщинам спокойно функционировать и не зависеть в своем самоопределении от противоположного пола при желании. Когда же этого не происходит, то если уж кого и винить, то не мужиков или консервативные культурные шаблоны, а общие для обоих полов психологические особенности, приводящие к зависимости одного от другого. Например, стандартная проблема с непринятием ребенка родителями в детстве может привести его к созависимым отношениям, где он будет зависеть от наличия любви со стороны значимого субъекта и определять важность и значимость своего существования через обладание объектом любви, что ну такое. А это воспевается в песнях, закрепляется в книгах и фильмах, воплощается в жизнь другими и закрепляется в поколениях. Интересно, что бы Бовуар написала сейчас... Наверное, вела бы блог.

    35
    3K