Рецензия на книгу
And the Mountains Echoed
Khaled Hosseini
BelJust30 марта 2019 г.Начинается книга весьма многообещающее: с интересной притчи, полной элементов афганского фольклора, и истории брата и сёстры, связанных узами нежнейшей привязанности. Однако отец разлучает детей, продаёт дочь в богатую семью, жалко оправдывая это тем, что так для неё будет лучше. А для юного Абдуллы, лишившегося самого близкого человека, начинается долгий путь поисков и надежды на встречу со своей сёстрой.
Книга охватывает большой временной промежуток, около шестидесяти лет, и раскрывает судьбы многих людей — родственников Абдуллы, знакомых, незнакомцев, которые в какой-то момент соприкоснулись с историей семьи. И если изначально площадь соприкосновения последующих историй с завязкой довольно обширная, то к середине сужается до одной точки или даже мимолетного, ничего не значащего и не играющего роли в судьбах касания. При этом автор обстоятельно описывает биографии чуть ли не всех появляющихся героев, отступая от изначальной темы максимально далеко. Несмотря на наличие точек пересечения, цельной истории из этих разрозненных фрагментов не получается. Связи вьются тонкими белыми нитками, а лоскутки жизней всё равно расползаются.
Также и обилие героев, и временные рамки являются минусами. Все персонажи прорисованы схематично, лишены глубоких живых характеров и понятной мотивации. Автор больше уделяет внимания поступкам, чем чувствам и метаниям, но поступки зачастую выглядят странно и нелогично. Временные рамки лишь усугубляют эти ощущения, так как автор пытается порой уместить десять-двадцать-сорок лет жизни на двух-трех страницах, события сменяют друг друга с жуткой скоростью, являя уже результат, а не процесс. Не буду отрицать, что некоторые моменты были интересны, однако и то немногое хорошее было загублено явной спекуляцией на эмоциях. Количество несчастных детей и прочих беспроигрышных ходов, которые должны размягчить даже каменное сердце, зашкаливает настолько, что в какой-то момент этот клубок всеобщих страданий вызывает раздражение. К тому же автор бессмысленно начинает грешить повторами: трижды упоминается эвтаназия по просьбе обречённого/немощного, дважды поднята тема о том, что проще отвернуться от несовершенства и проблем, чем попытаться менять себя, много безответных матерей и жестоких отцов. При этом личностный рост или перемены в персонажах под гнетом обстоятельств автор не показывает, большая часть так и остаётся низменными мерзкими людьми, за которыми противно наблюдать.
К финалу лишь одна из многочисленных сюжетных линий обретает некую завершённость, от которой веет приторной сладостью и неискренностью. Остальные так и повисают в воздухе, введённые неясно зачем. Наиболее обидно за рассказ о семье Икбала. Он ведь имеет непосредственное отношение к Абдулле и Пари, его сестре. Да и вообще есть много ситуаций, которые можно было бы расписать в настоящие трагедии, но автор идёт по пути картонности и наигранности.
371,4K