Рецензия на книгу
Республика Шкид
Г. Белых, Л. Пантелеев
Аноним28 марта 2019 г.Хороший педагог — обычно хороший дипломат... (с)
Хороший педагог — обычно хороший дипломат. Он рассчитывает и обдумывает, когда можно записать или наказать, а когда не следует. Первый раз, когда я услышала об этой книге, у меня не было особого желания её прочитать. Да, говорили, хорошая книга о беспризорниках после революции. Больший интерес появился, когда буквально совсем недавно я наткнулась вновь на эту книгу, и в рамках Книжного государства я всё же решилась прочитать эту весьма необычную прозу. И, на удивление, мне действительно понравилось, хотя в самом начале я достаточно скептически относилась к этой книге. Но со временем, с продвижением вперёд, когда ещё ближе узнаешь персонажей и о системе школы, сразу понимаешь, что затягивает и оторваться сложно. Масса интересных, познавательных историй, масса смешных и не очень моментов, масса хороших, а также и плохих поступков. Но несмотря на весьма разношерстный состав героев, книга привлекает внимание своими героями. Ведь именно они — вишенка на торте. Сюжет, задумка и персонажи:Книга начинается с интересного предисловия, написанного С. Маршаком. Здесь кратко, но весьма содержательно анализируются весь сюжет, вся концепция книги в целом (в том числе педагогическая концепция). Приводятся примеры мнений по поводу этой книги; но и кроме этого, кратко описывают главных персонажей, которые прямо на наших глазах будут развиваться, расти и становиться настоящими людьми с целями, идеями и мечтами. Авторами являются Григорий Белых (Янкель) и Леонид Пантелеев, которые описывают жизнь и быт «Школы социально-индивидуального воспитания имени Достоевского» (или же просто Шкид/Шкида). Их история — это история о дружбе, взаимопомощи, развитии, но также показывает нам плохие стороны беспризорников (в самом начале). Каждый момент наполнен познавательными аспектами, а также раскрывает систему обучения Виктора Николаевича Сороки-Росинского (Викниксор; кстати, о нём весьма хорошая заметка в послесловии). Кроме этого, у этих воспитанников была примечательная привычка — давать "клички" как и новоприбывшим, так и халдеям. Так, Виктор Николаевиа Сорока-Росинский стал Викниксор (сокращение), или же героев называли благодаря каким-то их заметным чертам характера, или же каким-то их подвигам в самом начале. Каждая новая глава, по сути, посвящается отдельно взятым моментам из жизни школы, здесь, по моему мнению, нет точного последовательного повествование. Больше напоминает истории, которые рассказывают перед костром, но более подробные и насыщенные. И в этом есть свой шарм. И шарм не только благодаря этому, а скорее благодарю стилю двух молодых авторов, которые были воспитанниками этой школы. А всё начинается с того, как открывается двери этой необычной школы, и постепенно это заведение наполняется различными беспризорниками с разных концов Петрограда. Но прежде чем перейти к описанию персонажей, стоит сказать, что в школе сложилась необычная система преподавания, которая, к слову, вызвала большие споры среди критиков, педагогов того времени (об этом говорится несколько раз). Сама оценивать не берусь, так как не имею никаких познаний в педагогике, но с субъективной стороны есть что-то в этом. Посмотрите на первую цитату, и именно она становится девизом преподавателей/воспитателей этой школы. И с каждым разом система видоизменяется: десять уроков в день, Летопись (куда записываются и погрешности "питомцев", и положительные моменты), разряды среди воспитанников (а последний разряд предполагает изолятор), система отпусков, своеобразная демократия/республика и естественно необычная система поощрений и наказаний (сюда также относятся разряды и так далее). Каждый раз, когда появлялся новый герой, ему посвящалась значительная часть глава, раскрывались его особенные черты, его характер. Причем это касалось не только воспитанников, а также халдеев (по-шкидски это воспитатели). Но сначала кратко пройдёмся по представителям работников данной школы. Конечно же, первым, о ком стоит сказать, это о Викторе Николаевиче (прозванного в народе Викниксором). Главный в этой школе. Изначально он вызывает весьма противоречивые эмоции, так как было сложно его оценивать, но постепенно проникаешься его системой, понимаешь, что есть что-то необычное в его методе. Этот человек доброжелательно относился к своим питомцам, хотя бывали моменты, когда сильно злился и доходило даже до того, что выгонял некоторых героев. Но несмотря на это, он по-настоящему заботился о школе, о своих воспитанниках и действительно думал о том, как правильно наставить их на путь истинный, показать, что есть и хорошая сторона жизни. А самое главное, он давал им такую свободу, что они, хотя порой и чувствовали вседозволенность, всё же показывали настоящее рвение в обучении и развитии. У него была помощница, его жена, Элла Андреевна Люмберг (Эланлюм), которая учила детей немецкому. Была душой, как по мне, этой школы — добрая, заботливая, но с сильной хваткой. Отдельно останавливаться на воспитателях не буду, как и на персонажах, так как говорить можно очень долго, ведь сложно вычленить главных персонажей. Каждый раз кто-то преобладает, а кто-то — потом. Но стоит упомянуть такие имена, как Янкель, Цыган, Воробей, Японец, Сашка, Пантелеев, Дзе, Кобчик, Горбушка. Выделить отдельно кого-то сложно, ведь все они важны и все они интересны. У каждого своя интересная и увлекательная история, каждый из них представляет ценность, и каждый из них является важной частью повествования. Как может обойтись какой-то значимый момент в истории Шкиды без этих персонажей? Никак. Вспомнить стоит зародившуюся бурю журналистики, любви весной, рвения к учёбе, где герои показывают новые стороны своего характера. Видим, что каждый из них имеет свою склонность к чему-то, есть задатки в определённой сфере (то есть не всё потеряно в их жизни). А чего стоит империя Улигания (моя любимая глава, просто best from the best)! Или как они пытались изучить политграмоту в подполье! Герои раскрываются по-новому. Анализировать их сложно, а всё из-за того, что трудно сказать, кто плохой, а кто хороший. Как по мне, тут нет таких. Тут есть "серые" (это не значит, что всё плохо или всё хорошо). Ведь среднестатистический герой этой книги — беспризорник с криминальным прошлым, который в итоге превращается в достаточно хорошего гражданина (кратко о каждом героев пишут в конце, и после окончания книги гордишься этими героями, хотя, по сути, ты их даже не знаешь). Изюминка книги в её персонажах, в их гранях и характерах, в их поступках и в их идеях.Выводы:Я действительно жалею, что не начала раньше читать, но несомненно рада, что всё же прочитала. Эта книга о дружбе, учёбе, советском времени, взглядах и идеях того времени. Сожно оценивать педагогическую составляющую, так как я не имею никаких познаний в этой области, но, по моему мнению, благодаря своей нетрадиционной системе Викниксор добился успеха, хотя бы на примере видных представителях — Янкеля, Пантелеева, Японца, Воробья, Цыгана и других. Появился интерес узнать побольше о подобных школах и заведениях, которые описывались в этой книге. Читается легко, интересно, здесь нет сложных конструкций, нет сложных моментов. Здесь есть и специфические жаргоны, и шкидские сленги, и простое повествование, которое затягивает и не отпускает. А композиция книги ещё больше привлекает. Каждый момент школы наполнен различными эмоциями, каждый момент уникален и интересен (опять же, вспомним Улиганию!), так как интересно проследить, как такой разношерстный состав школы будет действовать, как отреагирует, ведь бывали и стычки, и драки, и ссоры. Книга достойна внимания, это несомненно!P.S. ЗА БУЗУ!
685,6K