Рецензия на книгу
Второй пол
Симона де Бовуар
Аноним27 марта 2019 г.Научное обоснование женской логики или #яжедевочкаматьженщинавсамомрасцвете.
Вспомним все вместе замечательный фильм «Чего хотят женщины», где у Мела Гибсона голова разрывалась от женских мыслей. Думать обо всем одновременно, реально ни один мужик не сможет, а если и сможет, то недолго. Женская особенность - быть многоруким Шивой – это исторически сложившаяся привычка, которая на уровне ДНК заняла место в генетическом коде – все везде успевать. «Будет делать все» не плохая девочка, а как раз очень хорошая, воспитанная в мире полным стереотипов и антидепрессантов. В общей истории развития человечества, как только к женщине не относились – ставили на пьедестал и тут же сшибали с ног, уважали как мать и втаптывали в грязь как падшую на самое дно. Как все было по-разному и парадоксально повторялось вновь и вновь, но если бы не женщина – не было бы и человека. Курица или яйцо?
По факту, что нам предлагает Симона де Бовуар - это рассмотреть женщину, как некий объект для изучения, среду ее обитания и развития в истории человечества – от куска ребра к определению «своего места под солнцем». Два тома, труд поистине колоссальный, тут, не побоюсь сравнения, «Капитал» для феминисток – настольная книга по руководству к действию, или, на крайний случай, ответы на все недопонимания мужчины. Не надо закатывать глазки, дамы, открываете нужную страницу и, вуаля, научно обоснованный ответ, можно сказать фундаментальный аргумент на все случаи жизни. Рассмотрение женщины идет с огромного количества углов – взгляды на образ «второго пола» в историческом, философском и литературно-творческом контексте. Развитие женщины как человека, от условного понятия «имущества, принадлежащего мужчине» к твердому правовому определению и положению, где медленными, но верными шагами женщина отвоевывала потом и кровью право на уважение, взгляды и жизненную позицию. Во второй половине книги идет определение и особенности женщины разного периода, где девочка – это начало жизненного пути, затем женщина, мать – ее взгляды и жизнь, относительно линейного становления в мужском мире.
Стендаль писал, что женщина владеет логикой не хуже мужчины. Но это тот инструмент, который ей некуда приложить. Никакой силлогизм не поможет приготовить майонез, успокоить плачущего ребенка; рассуждения в стиле мужской логики не отражают той реальности, опыт которой она имеет.Вот вам и ответ мужчины. «Kinder, Küche, Kirche» – и ни в чем себе не отказывай, Дорогая.
Я полностью уверена, что люди равны, вне зависимости от пола. Симона де Бовуар с большим сарказмом озаглавливает свой один из наиболее известных трудов. Вряд ли она считает, что женщина – это что-то вроде необходимого придатка к мужчине, скорее такое название – горькая истина, исходя из пути женщины во всем историческом пути – пути слез, унижений и самоотречения. Определение Бовуар, что женщина – это нечто «Другое» по отношению к мужчине – возможно и так, но в корне противоречит гуманистическим принципам. Господи, сказала бы я это когда-нибудь в Средневековье, меня б как ведьму сожгли на костре, но сейчас такое мышление вполне нормально. Правда даже в современной действительности есть скрытые уловки, для того чтоб женщина чувствовала, что ее недооценивают, такие подземные течения, не дающие сдвинуть мраморный памятник мужскому достоинству, которому по словам автора – жутко завидуют женщины. Как бы не верещали, что в XXI веке уважают всех и вся, но статистика неумолима – при одинаковом образовании и опыте – женщина получает в среднем на 30 % меньше, чем ее коллега мужчина. Увы, реальность такова. Самое страшное, что отголоски жертвенности женщины, несмотря на глубокое порицание обществом таких моментов как насилие в семье, воспитание кулаками или моральная долбежка – до сих пор уносит жизни и калечит психику. Ужасные цифры по России – 14 тыс. женщин ежегодно гибнут от рук воспитывающих их мужей или сожителей.
Но, чего уж говорить, на сегодняшний момент многое потихоньку меняется. Женщины сами стали решать – что им больше нравится по жизни, какую профессию получить, когда рожать или с кем спать, так что некоторые позиции в тексте устарели и успели потерять свою актуальность по сравнению с 1949 г., ну уж точно в качестве средств контрацепции и подпольных абортов. Хотя проблемы остались острыми и сейчас, а решения как такового и не намечается.
Есть одна особенность у этой книги. Симона де Бовуар сама последователь феминистического движения, ее жизненное убеждение было – что женщина дает себя добровольно заковать в кандалы брака. Брак – это добровольное рабство, где женщина априори теряет свою независимость. Отчасти она права, но почему тогда такое огромное количество женщин хотят, да даже желают выйти замуж. Парадокс женской логики? Нет, на самом деле – это обычная мимикрия, инстинкт выживания, но и в этот раз точно любовь до гроба. Экономически и физически, а также при огромном давлении общества, женщина как та корова в бомбардировщике – «жить захочешь – не так раскорячишься». Среднестатистический план на день современной женщины похож на бесконечную трудовую повинность. Работа, дом, дети, муж, хозяйство – круговорот дел, и везде надо успеть. Провал в одном, тянет на себя бесконечную «лесопилку» советчиков, окружающую женщину. Никто не поймет, если она что-то не успеет, потому что так было всегда, исторически – дом и дети – это обязанность, а работа – ну хотела же равноправия, развлекайся. «Да мы воспитывали без нянек», «Раньше в поле рожали», «А мы и работали и вырастить как-то сумели», «А дом-то запустила?», «Ты не замужем, не берет никто, или карьеру делаешь?» - да море таких «почему» давит многотонной ответственностью. Всегда все делать не так и не сломаться при этом – это как раз признак силы. Так что нифига мы не «Второй пол», мы «Сильный пол» - после нас выживут только тараканы!
453,7K