Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Второй пол

Симона де Бовуар

  • Аватар пользователя
    Аноним24 марта 2019 г.

    Тяжела ты, женская доля, даже не пописать стоя.

    Книга "Второй пол" - длинный, длинный текст о том, какие бывают женщины, как они дошли до жизни такой, и что со всем этим делать.
    В книге подробно разбирается история женской доли, женская судьба в Европе в начале и середине ХХ века, все аспекты женской жизни от рождения до старости. И в конце кратенько, что бы хотелось в итоге всех правильных изменений получить.
    Вся история женского вопроса разбирается на примере западной европейской цивилизации, что к нашей стране имеет отношение, но с известными важными оговорками. Симона, как яркий последователь определённых взглядов, не избегает ошибки, трактовать даже невинные факты в свою пользу, хотя старается быть объективной. Первая часть «Удел» самая сумбурная и непонятная, дальше стройнее и логичнее. История древнейших времён, формирование человека как вида, и взаимоотношения полов среди первых сапиенсов, к 21 веку устарели сильнее других частей книги.
    Жизнь женщины рассмотрена подробно и часто на крайних патологических примерах, для наглядности. К счастью, большинству женщин удаётся избежать крайностей и примириться со своей жизнью.
    Никаких удивительных открытий я не сделала, все в принципе было известно. Любопытно было узнать, о том, как их бабушки на лавочках объединяются в организацию Moms и применяют массовые ковровые бомбардировки порядков, вместо точечных ударов как у нас.
    Всю историю женщине в удел был предоставлен домашний труд, такой труд, который не имеет конца и результат которого временен. Не удивительно, что женщины ощущают себя Сизифами в аду, проклятыми без устали толкать камень домашнего труда в гору, и хотя с развитием науки и техники, камень давно превратился в камушек, толкать всё же приходится. И пусть некоторые женщин научились видеть в этом свой смысл, другим от этого не легче.
    Половые различия существуют, и слабость женщины, и в первую очередь её неспособность бегать так же быстро, как мужчина, играло важнейшую роль в её будущей судьбе. Но эта её слабость - плата за прямохождение и соответственно за разум, когда нужно совместить возможности тела ходить прямо и рожать детей с крупной головой. Развитие разума также изменило эволюцию брачного поведения вида человек, когда не создалось одного "правильного" вида брака, а остались предпосылки создания для разных форм. Третий важный фактор: слабость новорождённых и их долгое развитие, воспитание и обучение требующее всё больше времени с развитием цивилизации. Когда мы пришли к тому, что половое созревание индивида опережает его взрослость в глазах общества на несколько лет.
    Что касается обучения девочек и мальчиков. Симона описывает общество, где женское образование было вторичным, и девочки в нем кажутся менее способными к обучению, но мы-то, дети СССР и общего среднего школьного образования, знаем, что в начальной и средней школе девочки чаще учатся лучше и прилежнее мальчиков. На мой взгляд, это также связано с тем, что половое созревание девочек начинается раньше и им нужно успеть научиться большему до того, как гормональная система начнёт свою неистовую работу.
    Человек из вида биологического с развитием разума и цивилизации становится видом экономическим и дальнейшая судьба полов естественно связана с экономическим строем общества.
    Справедливо Симона замечает успехи Советского государства в равноправии полов и поддержании со стороны государства функций материнства и детства: отпуск по уходу за ребёнком, детские сады, общие школы. Это сделало советское общество непохожим на европейское в отношении равноправия полов и экономической самостоятельности женщин. Но создало в России огромное число неполных семей, где мать - единственный родитель. И даже некоторые перекосы в другую сторону, возникновение детских песенок со строчками:
    "Папа в доме конечно главный, если мамы случайно нет."
    Но при этом все успехи не отменяли ни мужского пренебрежения к женщине, ни насилия. Проблемы были, и остаются важными.
    С переходом обратно в капитализм возвращается агрессивный объективизм в отношении к женщине и агрессивный феминизм в ответ на это безобразие.
    О религии. Огромное значение играет позиция церкви в отношении неравенства полов и закупоривания женщины в четырёх стенах семейного мира. И возрождение позиций религии в последнее время не может не вызывать опасений. Католическая религия в описании Симоны предстаёт вообще торжеством лицемерия и ханжества.
    Главный вред религии для современного общества является её странное представление о человечном в человеке, в том числе о сексуальности. Примеры Симоны ясно показывают важность полового воспитания и последствия тщательного избегания этих вопросов.
    Мужчины и женщины, конечно, отличаются друг от друга, биологически, но одинаково способны добиваться успеха и вносить посильный вклад в жизнь общества. Такое включение женщины в экономическую жизнь общества, какое было во время позднего СССР современной западной цивилизации пока и не снилось. А отношение к женщине как равноправному партнеру в семье пока зависит только от конкретных личностей и конкретной семьи.
    Равноправие не в количестве квот на женские и мужские места в парламенте, а в том, чтобы эти места выдавались по заслугам каждой конкретной личности, а также в том чтобы в обществе не строили преград одному больше, чем другому. Равенство – это миф, у каждого свой набор качеств, который определяет его привычки, характер, судьбу. Равенство должно заключаться в том, чтобы каждый мог реализовать те качества, которые в нем заложены. Тоже касается женщин.
    Вклад женщины во внешний мир и отдача, которую она получает от него не менее важен чем вклад мужчины. И замкнутость женщины на семью, часто калечит женщину.
    Главное, что подарили феминистки современным женщинам это возможность выбора своей судьбы в зависимости от склонностей своего характера. Одной достаточно быть хорошей матерью и у неё это отлично получается. Другой важнее реализация в профессиональном плане, и у неё есть для этого все возможности. Третья хочет откусить от каждого пирога, и совместить обе роли, и для этого есть помощь со стороны, чтобы не надорваться.
    В любом случае пока приходится принимать усилия и строить свой образ так, чтобы было отношение как к равному, а не как к другому. Хотя многих женщин устраивает традиционная эксплуатация образа объекта и другого. При капитализме, где главная цель - прибыль, половое равенство не возможно, поэтому феминизм принимает такие странные извращённые формы борьбы за квоты, язык и подачу руки, только изменения экономического порядка могут изменить положение женщины. Есть ещё за что бороться в этом мире, и это не феминитивы в названиях, и прочий бред, а реальные экономические условия, которые позволят добиться равных возможностей для каждого реализовывать свои способности. Потому что современная система крайне несправедлива для большей части трудящегося народа обоих полов.
    Ну и можно порадоваться за нового лауреата Абелевской премии по математике профессора Карен Уленбек. Она умница!

    5
    334